Солнышко в детских ладошках ОВЗ

1

СОДЕРЖАНИЕ

1
2
3
4
5

Введение
Пояснительная записка
Содержание программы
Ожидаемые результаты
Тематическое планирование
Диагностика
Литература
Приложение

3
6
14
21
22
44
45

2

Пояснительная записка
В новых социально-экономических условиях нашего общества и стремления государства создать
общество равных возможностей встал вопрос об обучении, воспитании и социализации детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – ОВЗ), их
социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов Министерства
образовании Российской Федерации. (Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ, Конвенция о правах
ребенка, Конституция РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О
ратификации Конвенции о правах инвалидов» принят Государственной Думой 25 апреля 2012 года,
Национальная стратегия действий в интересах детей, локальные акты и др.).
В условиях модернизации российской системы образования определены важность и
значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детейинвалидов и детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность
(ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную
и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что
всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида
или имеющего отклонения в развитии - важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок
должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие
ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья
детей и подростков, увеличилось число детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как
состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье
родителей, а также условия жизни и воспитания в семье, в образовательной организации.
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей,
требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. Это дети, состояние здоровья
которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и
воспитания.
Особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития,
воспитания, образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Многолетний опыт работы показывает, что у детей данной категории в большинстве случаев
наблюдается наличие значительного отставания в развитии не только умственных способностей и
поведенческих навыков, но и физических возможностей.
Для них характерен ограниченный объем памяти, недостаточность концентрации внимания,
отставание
в
развитии
мыслительной
деятельности,
замедленное,
недостаточное,
недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и
прослеживания за предметами. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз
и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью. Эти
нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Также отмечается
недостаточность двигательных навыков, скованность, плохая координация, неполный объем
движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительнодвигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушения моторики
отрицательно сказываются на развитие познавательной деятельности ребенка, затрудняют
формирование двигательной и чувственной сферы. Несовершенство тонкой двигательной
координации кистей и пальцев рук затрудняет овладеть учебными и трудовыми навыками. Чтобы
3

развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к
нормальному, необходимо систематически проводить специально-организованную работу.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило, отличаются эмоциональной
неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны
колебания настроения и повышенная утомляемость. У этих детей снижена потребность в общении
как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства обнаруживается повышенная тревожность
по отношению к взрослым. Следовательно,
детям-инвалидам и детям с ОВЗ труднее
социализироваться в обществе и адаптироваться в жизни. Поэтому, перед нами, педагогами и
специалистами, стоит задача максимально помочь таким детям в преодолении трудностей и
осознания собственных возможностей.
В специальной психологии и коррекционной педагогике уже в начале XX века выделяли
изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших коррекционных средств,
благотворно воздействующих на развитие психических процессов и эмоционально-волевую сферу.
Занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют
мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, оказывают благотворное
влияние на личность ребенка, раскрывая его творческий потенциал. Благодаря художественному
творчеству у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, зрительная и
образная память, мелкая моторика, а также формируются эмоционально-чувственные связи, что
непосредственно влияет на умственное развитие.
В рамках общего школьного образования детям-инвалидам и детям с ОВЗ предоставлены
небольшие возможности развития творческих способностей, а в учреждении дополнительного
образования созданы специальные условия, комфортная обстановка, которая помогает раскрыть у
обучающихся природные дарования, развить потенциальные способности, адаптироваться в
современном обществе и получить возможность полноценной организации свободного времени.
Удовлетворение от общения по интересам располагает к доверительным отношениям.
Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей
данной категории, а также их социализации в обществе.
Таким образом, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья
предоставляется максимум возможностей для развития их творческих способностей с учётом
интересов и возможностей.
Программа художественного творчества «Солнышко в детских ладошках» предназначена для
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для развития их творческих
способностей в художественно-эстетическом направлении с учётом интересов и возможностей
детей данной категории, а также их социализация в обществе.
Направленность программы: художественно-эстетическая.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Художественное творчество занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя
развитию воображения и фантазии, пространственного мышления и восприятия, оно способствует
раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической
культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в
области художественного творчества, дети с ограниченными возможностями здоровья получают
возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое
своими силами, а также найти себе друзей по интересам. Занятия художественным творчеством
способствуют развитию органов чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать,
учат понимать прекрасное. Художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству,
любовь и уважение к культуре своего народа.
4

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает
условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное
отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе.
Также через занятия художественным творчеством появляется реальная возможность решать
психологические проблемы семьям, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Основная идея программы: внедрение современных методов и средств обучения,
направленных на развитие индивидуальных способностей детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также использование нетрадиционных форм работы с
детьми данной категории; создание модели взаимодействия «педагог-ребенок-родитель»; изучение
вопросов обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях дополнительного
образования; создание условий для самореализации личности ребенка в творческой и социальной
сферах.
Отличительные особенности программы прослеживаются по нескольким направлениям:
изобразительную деятельность, декоративно-прикладное искусство и художественное творчество,
включая элементы нетрадиционных форм работы, а также психолого-педагогических приемов (арттерапия, цветотерапия, сказко- и игротерапия, песочную терапию и др.).
Данная программа рассчитана на работу с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, имеющими
нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, задержку психического развития,
категорию «особый ребенок» (синдром Дауна, аутизм); ориентирована на то, чтобы обучающиеся
приобрели определённые знания в области художественного творчества, базируемых на
преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как изобразительная
деятельность и декоративно-прикладное творчество с использованием современных методов
обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование), психолого-педагогических
приемов (песочная терапия, цветотерапия, арт-терапия и др.) и нетрадиционных методик (рисование
пальчиками, выдувание рисунка, рисование песком, на камне, тестопластика, техника «граттаж»,
«монотипия» и др.).
Вся программа построена на широком использовании оригинальных современных и
нетрадиционных методиках, связанных с включением разнообразных приемов, способствующих
систематическому формированию и поддержанию у детей с ОВЗ мотивации к творчеству.
Новизна программы заключается в сочетании использования современных методов и средств
обучения с нетрадиционными формами работы, направленных на развитие индивидуальных
способностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
создания модели взаимодействия, основу которой составляет партнерские отношения педагога,
ребенка и его родителей, совместном творчестве.
Срок реализации программы: программа художественного творчества «Солнышко в детских
ладошках» рассчитана на 1 обучения.
Контингент: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Возраст обучающихся: 7-21 лет.
Состав группы – 8-10 человек (при тяжелых нарушениях – 1-4 чел.)
Цель: создание условий для развития творческих способностей и психических процессов у детей
с ограниченными возможностями здоровья через средства изобразительной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
- развитие творческой активности личности ребенка и формирование потребности обучающихся
к самоутверждению через творческую деятельность;
5

- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного
воображения, мелкой моторики рук, глазомера;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
- развитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы ребенка;
- развитие коммуникативной компетентности;
Обучающие:
- обучение различным способам и приемам работы с разнообразными художественными
средствами и материалами;
- обучение практическим навыкам и умениям в художественно-творческой деятельности;
- совершенствование навыков творческой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные точки
зрения сверстников, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Воспитательные:
- формирование у детей с ОВЗ положительно устойчивого интереса к художественному
творчеству;
- формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию,
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- формирование нравственных черт характера посредством проживания и осмысления
художественных образов;
- формирование потребности художественного самовыражения.
Принципы программы:
- принцип научности (применение педагогом комплекса научных знаний: программнонормативных требований, практического опыта, исполнение программ и планов);
- принцип наглядности (показ последовательности, и опосредованная наглядность);
- принцип сознательности и активности (осмысленное отношение и интерес к занятиям
художественным творчеством; активность детей в процессе деятельности, воспитание
самостоятельности, инициативности);
- принцип доступности (оптимальное сочетание задач, средств и методов обучения с
возможностями обучающихся; условия доступности: от простого к сложному, от легкого к
трудному от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному);
- принцип последовательности (постепенное, поэтапное освоение учебного материла);
- принцип прочности (закрепление ранее изученного материала, а также повторяемость
пройденного, изучение нового материала на основе имеющего опыта);
- принцип систематичности (системное построение учебно-воспитательного процесса);
- принцип коллективности в единстве с индивидуальным подходом (создание атмосферы
межличностных отношений в группе, сплоченность и взаимовыручка; индивидуальный подход к
каждому обучающемуся).
Методы и приемы:
- словесный: устное изложение, объяснение, пояснение, беседа, рассказ, описание, анализ
(беседы о художниках и мастерах народного творчества, жанрах и видах художественного
творчества; искусствоведческий рассказ, художественное слово);
- практический:
- информационно-рецептивный (наглядный) метод (рассматривание репродукций, фотографий,
альбомов, образцов творчества, показ видео и мультимедийных материалов, наблюдения в природе,
экскурсии, показ новых способов выполнения работ);
- репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности);
6

- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- практико-ориентированный метод (выполнение работ инструкционным картам, схемам и т.д.);
- метод проекта (преобладающий мотив - совместное творчество, доставление радости, что даёт
ребёнку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные
качества);
- эвристический и исследовательский методы для развития у детей самостоятельности, фантазии
и творчества; самостоятельная творческая работа обучающихся);
- частично-поисковый метод (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом);
- приём создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначных решений;
- игровые приёмы (обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных
изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр);
- инициирование самостоятельного и творческого применения детьми полученных умений в
конкретных творческих ситуациях;
- метод художественного экспериментирования создание условий для детского
художественного экспериментирования;
- приём сотворчества педагога и ребёнка, ребёнка и родителя, педагога-ребёнка-семьи»;
- организация выставок рисунков и других работ детей.
Оборудование и методическое обеспечение:
Для реализации программы художественного творчества «Солнышко в детских ладошках» для
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МАУ ДО «Детский
оздоровительно-образовательный центр «Юность» г. Горнозаводска имеется следующее
обеспечение:
- оборудованное помещение (кабинет) для деятельности детей;
- зоны для свободного творчества;
- дополнительное освещение;
- мультимедийный проектор (для демонстрации видеоматериалов);
- шкаф для хранения пособий и материалов;
- столы одноместные;
- мольберты;
- зона сенсорики (цвето- и арт-терапия);
- зона песочной терапии;
- игры на развитие сенсорики и мелкой моторики (игро- и сказкотерапия);
- выставочный стенд;
- методическое обеспечение (схемы, таблицы, репродукции, рисунки, эскизы, образцы народного
творчества, учебные видеоматериалы и др.);
- методическая литература;
- художественные средства и материалы.
Особенности организации занятий:
Занятия художественным творчеством с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ проводятся 1раз в
неделю по 1,5 часа с перерывом между занятиями 10 минут, в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). СанПиН 2.4.4.125103».
Форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальная – одновременная работа проводится со всеми детьми;
7

-индивидуально-фронтальная – работа проводится одновременно в коллективе и с каждым
ребенком индивидуально;
- групповая – организация работы в группах (по подгруппам);
- индивидуальная – работа проводится индивидуально с ребенком.
Занятия состоят из трех частей: вводной части - организационный момент (осуществляется
организация обучающихся к занятию, включая эмоциональный настрой и мотивацию на
деятельность, сообщение темы и задач занятия), основной части (в основной части занятия
решаются задачи овладения элементами творчества. Изучается последовательность выполнения
деятельности, овладение техники и способов на примере показа и практики. На данном этапе
проводится игры и практические упражнения на развитие сенсорики и мелкой моторики с
использованием современных технологий, закрепляется и совершенствуется ранее изученный
материал), заключительной части (в заключительной части проводится анализ детского творчества
с подведения итогов занятия. Для закрепления изученного материала детям предлагается задание
на дом).
Учитывая особенности психофизического развития детей с ОВЗ и новизну материала, для
успешного освоения программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью педагога
каждому обучающемуся.
Основные содержательные линии занятий направлены на личностное развитие обучающихся,
воспитание у них интереса к различным видам творческой деятельности, получение и развитие
определенных художественных навыков, которые дают возможность каждому ребенку раскрыться
и самореализоваться в художественном творчеству.
Системно-деятельный и личностный подходы в обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ
предполагают активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося с учетом его
возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей.
Поэтому на занятиях
предусмотрено большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера,
которые нацелены на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности
каждого обучающегося, учитывая его возрастные особенности, индивидуальные потребности и
возможностей, преемственность с другими видами творческой деятельности детей, формирование
мотивации детей к художественному труду, к активной деятельности на занятии.
Значительное внимание в программе уделяться повышению мотивации. В таком состоянии легче
усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».