Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Горнозаводский Дом творчества»
ПРИНЯТО:
педагогическим советом
МАУ ДО «Дом творчества»
Протокол №___________
от «__» ___________2022г.
УТВЕРЖДАЮ:
И.о. директора
МАУ ДО «Дом творчества»
_________ /О.Ф. Лисицкая/
Приказ №_______от__________
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Мир творчества»
Направление: социально-гуманитарное
Возраст обучающихся 10 -14 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Лутохина Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
город Горнозаводск, 2022 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы:"Мир творчества"
Тип программы: общеобразовательная, общеразвивающая
По классификации:адаптированная
Образовательная область: декоративно-прикладное искусство
Реализуется: с 2022г.
Продолжительность освоения:1 год
Возрастной диапазон: от 10 до 14 лет
Цель программы: создание условий, способствующих максимальному
развитию личности творческих способностей, удовлетворению образовательных
потребностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи: обучение детей декоративно-прикладному творчеству с ОВЗ и
инвалидностью, учетом особенностей детей: сниженная познавательная
активность, недоразвитие эмоционально волевой сферы, ослабленность словесной
регуляции деятельности, недоразвитие мелкой моторики рук, недостаточная
сформированность умственных действий, необходимых для совершения
трудового процесса.
СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель
адаптированной дополнительной общеобразовательной
программы (АДОП).
1.3. Адресность АДОП.
1.4. Планируемые результаты освоения обучающимися АДОП.
1.5. Формы аттестации и учета достижений обучающихся по АДОП.
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ
АДАПТИРОВАННОЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание раздела: бумагопластика.
2.2. Содержание раздела: технология рукоделия
III.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ
АДАПТИРОВАННОЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебно-тематический план «Технология рукоделия».
3.2. Учебно-тематический план «Бумагопластика».
3.3. Организационно-педагогические условия реализации программы.
3.4. Образовательные технологии.
3.5. Программно-методическое обеспечение АДОП.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема воспитания и обучения детей с особенностями в развитии
является одной из самых острых в сфере образования и социальной защиты
детей. Дети данной категории испытывают стойкие затруднения в освоении
различных воспитательных программ, в получении навыков применения знаний
в повседневной жизни, им больше требуется времени для освоения чего – то
нового. Все это приводит их к нестабильному эмоциональному состоянию, что
для таких детей крайне нежелательно. Возможность оказания психологической
помощи и поддержки детямсограниченными возможностями здоровья, в период
интенсивного развития (детство) крайне необходима. Для детей с
ограниченными возможностями здоровья очень важно научиться выстраивать
взаимоотношения с окружающими, становиться более уверенными,
решительными, умеющими ставить перед собой повседневные цели и достигать
их.
Постепенно к каждому ребенку придет опыт,сформируются навыки, и он
с легкостью выполнит большую, сложную работу самостоятельно, без помощи
педагога, но всегда будет помнить, и ценить те первые шаги, которые взрослый и
ребенок сделали вместе.
.
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Вступление в силу нового закона «Об Образовании в Российской Федерации»
требует введения в деятельность
общеобразовательного учреждения
(работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья)
нового направления - разработку адаптированной образовательной программы.
Учреждения дополнительного образования детей также ведут работу с детьми с
ОВЗ, а это подразумевает разработку адаптированной дополнительной
образовательной программы (далее-АДОП).
Под
адаптированной
образовательной
программой
понимается
образовательная программа, адаптированная для обучения детей с
ограниченными возможностям и здоровья с учетом особенностей их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей
и
при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц (ФЗ-№273«Об образовании в Российской Федерации»
ст.79п.1). Адаптированная дополнительная образовательная программа (АДОП)
показывает как собственная модель организации обучения, воспитания, развития
и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется в
конкретных условиях учреждения дополнительного образования, как изучаются
и учитываются в работе с обучающимися их индивидуальные особенности,
интересы, возможности, способности, как повышается мотивация их учебной
деятельности.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
и
препятствующие получению образования без создания для него специальных
условий.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповыхи
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа основана на принципах дифференцированного и
развивающего обучения и предназначена для работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
Адаптация дополнительной образовательной программы осуществляется с
учетом
рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии,
индивидуальной программы реабилитации ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья с учетом возрастных, психофизиологических
ииндивидуальных особенностей детей с ОВЗ и направлена на разностороннее
развитие, нравственное воспитание и социализацию личности ребенка,
выработку коммуникативных навыков, способствующих их успешной
социализации, подготовке к самостоятельной жизни в обществе, воспитание
детей в творческой, эмоционально-благополучной, доброжелательной
атмосфере.
Актуальность заключается в том, что ребенка с ограниченными
возможностями здоровья необходимо приучать к труду. Занятия ручным трудом
располагают к развитию мелкой моторики рук, ребенок учится четкости,
точности выполнения работы, развиваются эстетические качества, появляется
потребность в самосовершенствовании.
Важнейшей характеристикой программы является её коррекционная
направленность, т.е. нацеленность на приведение к норме состояний,
вызванных различной физической и психической недостаточностью. Развитие
условий воспитания нравственных и духовных ценностей; развитие восприятия,
мышления, фантазии, художественного вкуса, пространственного воображения,
мелкой моторики, формирование знаний и представлений об окружающем мире.
Продолжительность реализации программы – один год обучения.
Методы обучения:
Словесные–устное изложение, беседа, объяснение;
Наглядные–показ материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов
исполнения, наблюдение, работа по образцу;
Практические–тренинг, практическая работа, игра.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Начало учебного года, сроки и продолжительность каникул соответствуют
срокам, установленным годовым календарным графиком Дома творчества.
Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными, интеллектуальными,
психофизическими возможностями детей с ОВЗ, с учётом рекомендаций
Министерства здравоохранения, Министерства общего и профессионального
образования по охране здоровья и предупреждения учебной перегрузки
обучающихся.
Расписание составляется индивидуально. Продолжительность одного занятия 30
минут для детей с легкой умственной отсталостью и 20 минут с умеренной
умственной отсталостью. Перерыв на физ. минутки через каждые 5 минут;
перерыв между учебными часами 10 минут.
Продолжительность занятия для детей с ОВЗ от 50 мин. до 1 час.10 минут (по
астрономическому времени).
Объем программы:
Программа включает в себя следующие разделы:
технологии рукоделия – 2 часа в неделю,
бумагопластика 2 часа в неделю.
Занятия проходят два раза в неделю по два часа, нагрузка 144 часа в год.
Тип занятий: индивидуальные, групповые, комбинированные.
Формы проведения занятий: творческая мастерская, урок-сказка, урокпутешествие.
Укомплектованность группы от 1-го до 4-хчеловек (малокомплектные группы) в
зависимости отмедицинских рекомендаций. Процесс обучения строится в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подхода.
Индивидуальный подход создает более благоприятные возможностидля
развития познавательных сил, активности, склонностей и дарованийкаждого
ребенка. Программой предусмотренопривлечение родителей издоровых детей к
участию во всех проводимых мероприятиях (выставки, экскурсии, посещение
открытых уроков преподавателей, участие в массовых мероприятиях
предусмотренных планом работы учреждения и др.)
Возраст обучающихся: 10-14 лет.
1.2.
ЦЕЛЬ
АДАПТИРОВАННОЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (АДОП)
Целью данной программы является создание условий, способствующих
максимальному развитию личности и творческих способностей, удовлетворению
образовательных
потребностей
каждого
ребёнка
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Поставленная цель программы определяет решение ряда задач:
-обеспечение гарантии прав детей на образование, в том числе дополнительное;
-развитие каждого обучающегося в соответствии с его особенностями
психофизического развития, склонностями, интересами и возможностями;
-развитие потребности к труду, к самообслуживанию;
-формирование коммуникативных навыков и готовности к взаимной помощи,
навыков доброжелательного общения, умения бесконфликтно общаться.
1.3. АДРЕСНОСТЬ АДОП
Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Общие особенности детей, поступающих на инклюзивное обучение в Дом
творчества:
- недостаточное физическое развитие, включая нарушения развития общей и
мелкой моторики;
- нарушения интеллекта различной степени выраженности:
- нарушения в развитии познавательной и речевой деятельности;
-недостаточное развитие коммуникативных навыков и навыков
самообслуживания.
1.4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ АДОП
Уровень базовых знаний и умений обучающихся на конец обучения:
- овладеет основами знаний по программе, имеющих практическую
направленность с учетом индивидуального интеллектуального и
психофизического развития.
-овладеет основами здорового образа жизни,
-будет способен на адекватные ролевые отношения с педагогом
(взрослыми) и детьми.
-будет иметь четкое представление о правилах ухода за своим рабочим местом,
-познакомится с правилами безопасной работы с материалами и инструментами
с учетом индивидуального интеллектуального и психофизического развития.
- научится эмоционально-положительно воспринимает трудовую деятельность.
- будет адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности.
1.5. ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
И
УЧЁТА
ДОСТИЖЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДОП
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
Текущий контроль ЗУН проводится в форме педагогического анализа по
результатам практической работы в конце каждого занятия, что обеспечивает
своевременное оперативное управление учебным процессом и помогает
учащимся добиться определенных результатов.
Одной из форм промежуточной и итоговой аттестации могут быть открытые
занятия с приглашением родителей.
Основным
инструментом
оценки
являются
итоговые
выставки
детскоготворчества, участие в конкурсах по декоративно-прикладному
искусству, развлечениях, досугах, праздниках.
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «БУМАГОПЛАСТИКА»
Раздел «Бумагопластика» предназначен для детей с ограниченными
возможностями здоровья, так как бумага, как материал для детского творчества,
ни с чем несравнима. Способность бумаги сохранять придаваемую ейформу,
известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и
вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для
подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой складывание, вырезание, плетение - нетолько увлекательна, но и познавательна.
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить
замысел, ощутить радость творчества. Ребенка с ограниченными возможностями
здоровья постигает по истине универсальный характер бумаги, открывая ее
поразительные качества, знакомится с самыми простыми поделками из бумаги и с
приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных
изделий. Кроме того, ребенок приобретает навыки конструкторской, учебноисследовательской работы, умение выслушивать и воспринимать чужую точку
зрения. При работе с бумагой воспитанник познакомится со следующими
техниками:
-оригами – одно из традиционных искусств востока. Слово «оригами»
переводится как «сложенная бумага». Традиционно оригами складывают из
квадратного листа прочной бумаги без помощи клея и ножниц.
-обрывная аппликация—один из видов многогранной техники аппликация.
Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа —лист картона,
материал—разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов),
инструмент—клей и ваши руки. Ребенок окунется в мир необычной
аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной
(креповой)бумаги.
- бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных
способов работы с бумагой. Этот вид деятельности близок любому ребенку.
Занимаясь данным видом деятельности, ребёнок получит возможность
самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, овладеть
различными приёмами и способами действий с бумагой, композиции.
Увлекательные занятия позволят ребёнку открыть в себе творческие
способности, развить воображение, пространственное мышление, чувство
прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти,
мелкой моторики, глазомера, чувствацвета, композиции. Даже при
незначительном усилии со стороны детей, работа привлекает своим необычным
выполнением, вызывает желание сделать что-то оригинальное, необычное.
Цель: обучение навыкам работы с бумагой, формирование позитивного
отношения к художественному творчеству, развитие личностного потенциала
через приобщение к нескольким видам бумагопластики.
Задачи:
1. познакомить с базовыми формами оригами и с основными
геометрическими понятиями при работе с бумагой;
2. развивать способность работать руками, приучать к точным движениям
пальцев, совершенствовать моторику рук, пространственное воображение;
3. расширять коммуникативные способности детей.
4. воспитывать аккуратность, старательность.
Принципы построения образовательного процесса:
- включение детей в активную творческую деятельность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе;
-обеспечение последовательности и системности в обучении и воспитании;
- наглядность;
- доступность.
Методическое обеспечение
Занятия проводятся инклюзивно в форме изучение нового материала,
закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается
по принципу - от простого к сложному.
Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный,
наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический,
словесный.
Ожидаемый результат
По окончании обучения обучающиеся будут знать:
- технику безопасности при работе с колюще-режущими предметами;
- технологию работы и изготовления поделок;
- последовательность изготовления изделий из бумаги;
- названия базовых заготовок оригами;
Будут уметь:
- применять инструменты для обработки внешнего вида поделки;
- подготавливать все необходимое для работы с бумагой;
- подбирать подходящие формы для изделий;
- изготавливать основные заготовки оригами;
- изготавливать несложные игрушки.
Форма проверки результатов–наблюдение, анализ, участие в конкурсах. В
конце учебного года проводятся выставки работ.
2.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИЯ РУКОДЕЛИЯ»
Актуальность. Раздел программы создает необходимые условия для
свободного самовыражения и художественного творчества ребенка,
предполагает изучение разнообразных техник работы с фетром, нитками,
пайетками,
бисером,
создание
поделок
из
бросового
материала.
Данныйразделсоставлендляработысдетьмисограниченнымивозможностямиздоро
вья и инвалидностью.Раздел способствует обогащению мировосприятия ребенка,
развитию фантазии и художественно-образного мышления, развитию мелкой
моторики рук. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной,
волевой и эмоциональной сфер психики и, как главное условие осуществления
познавательной и речевой деятельности, обеспечивает возможность успешного
обучения в школе. А также способствует выработке у ребят таких черт
характера, как аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до
конца. Исходя из положения о тесном взаимодействии ручной моторики и
развития речи, в структуру занятия включены различные упражнения на
развитие и совершенствование тонкой ручной моторики. Данные упражнения
способствуют совершенствованию статистической и динамической координации
кисти и пальцев рук, ритмичной организации движений, развитию ориентировки
в пространстве.
Цель раздела программы: развитие простейших трудовых навыков, основ
эстетического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья,
оказание им помощи в адаптации в современном социуме.
Задачи:
Основные задачи обучения детей декоративно-прикладному творчеству с
инвалидностью составлены с учетом особенности детей: сниженная
познавательная активность, недоразвитие эмоционально волевой сферы,
ослабленность словесной регуляции деятельности, недоразвитие мелкой
моторики рук, недостаточная сформированность умственных действий,
необходимых для совершения трудового процесса.
Таким образом, нашей программой предусмотрено решение следующих
задач:
- через занятия декоративным искусством способствовать развитию
способности воспринимать и чувствовать прекрасное;
- обучать осознанному выполнению простейших трудовых операций;
- развивать мелкую моторику мышц, творческие способности;
- формировать потребность к труду, созданию полезных вещей.
Для того, чтобы занятия ДПИ были эффективными предусмотрен ряд условий:
- работа должна быть интересной,
- работа должна быть посильной,
- результаты работы должны быть видны в конце каждого занятия т.к.
работа над одним изделием у детей с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью на протяжении нескольких занятий им становится неинтересной.
Важно отметить и то обстоятельство, что для младшего школьника
наиболее утомительным и неинтересным является однообразный труд
(малоподвижный) и напротив, работа, требующая различных движений,
воспринимается как более легкая и привлекательная, потому что дает
возможность активизировать многие нервные механизмы.
Методыобучения.
Словесный – рассказ, беседа, объяснение, убеждение.
Наглядный – знакомство с иллюстративным материалом, образцами.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Практический
метод
является
естественным
продолжением
изакреплением теоретических знаний. Педагог показывает выполнение
определенных операций и их последовательность.
Аналитический – наблюдение, сравнение, самоанализ.
Формы работы.
Беседа. Игра. Коллективная работа. Индивидуально-практическая работа.
Предполагаемый результат.
Учащиеся будут знать:
Оборудование рабочего места, материалы, инструменты для работы.
Виды аппликаций из ниток.
Правила техники безопасности при работе с опасными инструментами.
Учащиеся будут уметь:
Готовить инструменты, оборудование к работе.
Творчески использовать полученные знания на практике.
Работать с трафаретом.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебно-тематический план по программе «Технология рукоделия»
Наименование раздела
1. Вводное занятие. Организационные вопросы
2. 2. Плетение простых фенечек, цепочек
3. Цветы на проволоке петельной техникой
4. Сувениры к Новому году
5. Мир насекомых
6. Пошив игрушек из фетра
7. Картинки из пряжи
6. Аппликация из пайеток и пуговиц
7. Заключительное занятие
Итого:
Кол-во часов
2
10
10
10
10
10
10
8
2
72
Структура занятий для детей
с легкой и умеренной умственной отсталостью
Время, для
детей с легкой
и умеренной
УО (возраст,
12-14 лет),
мин.
Время, для детей
с умеренной УО
(возраст 10-11
лет), мин.
Общее
время
занятия
5
5
5
5
30 мин.
5
15
5
10
5
10
5
10
5
Организация рабочего места
Повторение техники предыдущего
занятия, разбор техники нового занятия
Демонстрация образцов изделия
Выполнение изделия
Отдых (просмотр книг, рисование)
Продолжение выполнения изделия
Отдых (просмотр книг, рисование)
Продолжение выполнения изделия
Отдых (просмотр книг, рисование)
30
30 мин.
Темы занятий находятся в определённой ритмической последовательности.
Повторяясь, они усложняются и дают возможность связать разрозненные
впечатления в единое представление о предмете, ритме, цвете, композиции,
форме. Систематичность и последовательность поможет учащимся свободно
осваивать программу, ознакомиться со свойствами материалов, познакомиться с
произведениями искусств, закреплять полученные практические навыки на
практике.
Содержание
1. Вводное занятие. Знакомство учащихся с программой. Демонстрация
образцов изделий. Беседа – история развития бисероплетения. Знакомство с
материалами, инструментами и приспособлениями при плетении бисером.
Изучение правил безопасности труда. Организация рабочего места.
2. Плетение простых фенечек, цепочек. Демонстрация образцов. Технология
плетения однорядных фенечек и цепочек. Приемы закрепления лески, нитки.
Практическая работа: выполнение простых фенечек, цепочек.
3. Цветы на проволоке петельной техникой. Демонстрация образцов.
Технология плетения на проволоке. Беседа о многообразии цветов в природе.
Практическая работа: отработка приемов плетения. Оформление цветов в
букет. Разбор типичных ошибок в готовых изделиях, и способы устранения.
Выставка в кабинете на тему: «Цветы из бисера».
4. Сувениры к Новому году. Беседа о традициях праздника «Новый год».
Демонстрация образцов. Выбор сувениров.
Практическая работа: плетение изделий, отдельных деталей. Соединение
отдельных деталей. Оформление изделий, сувениров.
5. Мир насекомых. Демонстрация образцов. Технология плетения на
проволоке. Беседа о насекомых: бабочки, стрекозы, жуки.
Практическая работа: отработка приемов плетения. Оформление насекомых
в панно.
6. Пошив игрушек из фетра. Рассказ о технике, основных приемах
изготовления игрушек из фетра. Демонстрация образцов.
Практическая работа:пошив игрушки из фетра.
7. Картинки из пряжи. Знакомство с видами пряжи. Рассказ о технике,
основных приемах изготовления панно.
Практическая работа: нарезание пряжи, выполнение картинки из пряжи.
8. Аппликация из пайеток и пуговиц. Демонстрация образцов. Создание
эскиза. Подбор пайеток и пуговиц.
Практическая работа: Изготовление аппликации пайеток и пуговиц.
9. Заключительное занятие. Подведение итогов года, обобщение знаний,
умений, навыков по всем темам.
Практическая работа: оформление выставки работ.
3.2. Учебно-тематический план по программе «Бумагопластика»
№
1
2
3
4
5
6
Наименование темы
Вводное занятие. Материалы, инструменты, ТБ.
Простые модели оригами
Аппликация
Мозайка
Квиллинг
Заключительное занятие. Подготовка к выставке.
Итого:
Количество часов
2
19
19
15
15
2
72
Содержание
1. Вводное занятие. Материалы, инструменты, ТБ.
Цель: познакомить с видом деятельности
Теория: инструктаж по ТБ. Терминология.
Практика: бумагопластика, виды, примеры.
2. раздел. Простые модели оригами.
Цель: познакомить с техникой простого оригами, его историей.
Теория: рассказ о технике, основных приемах изготовления, базовых формах.
Практика:
разучивание
приемов, базовых
заготовок, изготовление
несложных фигурок.
3 раздел. Обрывная аппликация.
Цель: познакомить с техникой обрывной аппликации, его историей.
Теория: рассказать о технике обрывной аппликации, приемы.
Практика: заготовки, изготовление аппликаций.
4 раздел. Мозаика.
Цель: познакомить с техникой мозайка, ее история.
Теория: рассказать о технике мозаика, приемы.
Практика: заготовки, изготовление панно, открытки.
5 раздел. Квиллинг.
Цель: познакомить с техникой квиллинг, ее история.
Теория: рассказать о технике квиллинг, приемы.
Практика: заготовки, изготовление панно, открытки.
6 Заключительное занятие. Выставка.
Цель: подвести итоги года, оформить выставку работ.
Теория: обобщение знаний, умений, навыков по всем темам. Практика:
оформление выставки.
3.3.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кружковые и индивидуальные занятия осуществляются в течение недели по
расписанию. За педагогом закреплен конкретный кабинет для проведения
занятий, мероприятий и родительских собраний.
Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так
и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Это могут быть формы обучения по адаптированной общеобразовательной
программе в образовательном учреждении или с использованием надомной
формы обучения (по рекомендации МПК).
Программа «Мир творчества» возможна при взаимодействии следующих
специалистов и педагогов:
- педагог-психолог;
- логопед;
- социальный педагог;
- педагоги ДО.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- оптимальный режим учебных нагрузок;
- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- использование современных педагогических технологий;
- оздоровительный и охранительный режим;
- укрепление физического и психического здоровья;
- профилактику физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
- участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья,
независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально
развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
3.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации программы подбор образовательных технологий
основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей
образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие духовнонравственной
личностиребенкасограниченнымивозможностямиздоровья,педагогииспользуютсл
едующиепедагогическиетехнологии:
- индивидуальнаяработа,работавпарах,группах;
- здоровье сберегающие технологии;
- индивидуализацияобучения.
3.5. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГАММЫ
Для реализации программы разработан учебно-методический
комплект, включающий дидактический материал и методические
разработки, раздаточный материал и наглядные пособия:
- рабочие программы;
- цифровые образовательные ресурсы.
- образцы изделий;
- банк достижений воспитанников;
- банк методических разработок;
- банк компьютерных презентаций.
Материально-техническоеобеспечение
Для занятий на дому родителями детей выделяется учебная площадь в
комнате ребёнка, оборудованная в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями (по месту проживания, по показаниям ПМПК).
Если физическая возможность ребёнка позволяет проводить занятия вне
дома, то в образовательном учреждении выделяется помещение, отвечающее
санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое с естественным доступом
воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади не менее 12 кв.м.