ВПК Звезда

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
"Горнозаводский Дом творчества"

Принято

Утверждаю:

педагогическим советом
МАУ ДО "Дом творчества"
Протокол №___________
от «__» ___________20 г.

И.о. директора
МАУ ДО "Дом творчества"
____________ О.Ф. Лисицкая
Приказ №________от__________

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
военно-патриотического клуба «Звезда»

Срок реализации программы – 3 года
Возраст обучающихся – 10-17 лет
Направленность – социально гуманитарная
Составитель: педагог-организатор
Савинцева Татьяна Викторовна

г. Горнозаводск
2022 г.

Пояснительная записка
Программа рассчитана на учащихся с 10 лет. Она предусматривает
проведение теоретических и практических занятий.
Профиль программы: патриотический. Программа создана для
учреждений дополнительного образования, руководителей военнопатриотических клубов, секций, центров. Данная программа построена так,
чтобы дать обучающимся не только ясные представления о начальной
военной подготовке, общевойсковом деле, развить физические навыки и
умения, но и сформировать патриотическое отношение к своей стране.
Актуальность образовательной программы.
Патриотическое воспитание выступает неотъемлемой составной
частью воспитательной деятельности и является одним из направлений
воспитания подрастающего поколения. Система патриотического воспитания
пронизывает все сферы жизни ребенка.
В целях формирования у подростков и молодёжи желания служить
Родине через созидательный труд, ведения деятельности по сохранению и
изучению российского исторического и культурного наследия, увековечению
памяти погибших при защите Отечества, получения опыта общественного
самоуправления,
осуществления
начальной
военной
подготовки
допризывной молодёжи в Самарской области созданы и работают военнопатриотические объединения подростков и молодёжи.
В истории России патриотическому воспитанию молодёжи всегда
отводилась главенствующая роль, что позволяло воспитывать у воинов
высокий моральный дух, героизм, мужество, инициативу и стойкость в бою.
Сила и отвага россиян на полях сражений множилась осознанием славных
побед наших предков на Чудском озере, на Куликовом поле, при изгнании
чужеземных захватчиков с русской земли в 1612 и 1812 годах, в других
сражениях и войнах. Высокий патриотизм россиян был отражен в девизах
«За веру, царя и Отечество», «За нашу Советскую Родину», с которыми они
шли в бой и побеждали. Воспитание современной молодёжи на примерах
истории, приобщение её к опыту предшествующих поколений является
основным условием того, что здоровый патриотизм может и должен стать
нормой нашего общества, что традиционные понятия чести, воинского долга
вновь возобладают среди большинства граждан.

Проблема патриотического воспитания детей актуальна как никогда.
По данным социологических опросов только около 30% молодых людей
согласны служить в рядах Вооруженных Сил РФ. У значительной части
подростков отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной
службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и
неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание
уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за
принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти
понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Задача
педагогов – не только приобщить к ценностям культуры, но и подготовить
обучающегося к жизни в обществе. Программа предусматривает
формирование
и
развитие
социально
значимых
ценностей,
гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в
дополнительном образовательном учреждении. Патриотическое воспитание
направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами
гражданина — патриота своей страны. Следовательно, актуальность
программы заключается в формировании твердой гражданской позиции, а
также развитие творческой и познавательной активности у подростков
посредством применения инновационных форм и методов обучения.
Отличительные особенности образовательной программы.
Данная программа носит практико-ориентированный характер, что на
сегодняшний день особенно востребовано. Существующие программы по
военно-патриотической направленности являются специализированными
(программы общевойсковой подготовки). Предлагаемая программа является
многоплановой, учитывающей желания детей и возможности учреждений
дополнительного образования, и дает возможность воспитанникам
продолжить свое образование в данном направлении (профессиональная
ориентация подростков).
Итогом освоения программы является участие в соревнованиях, сдача
нормативов, написание рефератов, участие в мероприятиях по сохранению
исторической памяти России, осознанная готовность к службе в рядах
вооруженных сил.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная программа ВПК «Звезда»
предназначена для учащихся 10-17 лет.
Наличие специальной подготовки не требуется, набор детей в группы
свободный.

Программа строится с учетом возрастных психологических
особенности детей среднего и старшего школьного возраста.
Средний школьный возраст характеризуется стремлением к общению
со сверстниками и появлению признаков, свидетельствующих о стремлении
утвердить свою самостоятельность, независимость. Новообразованием в
подростковом возрасте является представление о себе уже как «не о
ребенке». Ярко выражено чувство взрослости. Происходит физическое,
социальное созревание, интенсивное формирование личности, рост
интеллектуальных и моральных сил. Характерно возникновение
самосознания.
Это
порождает
стремление
к
самоутверждению,
самовыражению, самовоспитанию. Переходный период характеризуется
кардинальными изменениями мотивации. На первый план выдвигаются
мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей
жизни. Они возникают на основе сознательно поставленной цели и
сознательно принятого намерения. Происходит становление характера.
Формируется нравственное мировоззрение – нравственное сознание и
поведение.
В юношеском возрасте усиливается тяга к межличностному
одновозрастному общению. В этот период расширяется жизненный мир
личности, круг ее общения. У старшеклассников выявляются следующие
психолого-педагогические
особенности
–
мировоззренческая
целеустремленность, желание изменить мир, осознание своей жизни, право
на автономию от старших. Дифференциация межличностных отношений
становится более значимой. Старшеклассник стремится осознать свою жизнь
в целом, осмысливает законы мироздания, оценивает реальность мира. В
период ранней юности возрастает желание изменить не только мир, но себя в
этом мире. Старшекласснику свойственна безоглядность в критике
окружающей жизни. Важно в данный период активизировать формирование
образа собственного «я» старшеклассника и его место в реальной жизни, т.е.
формировать четкую гражданственную позицию, социальные нормы жизни.
Срок освоения программы: 3 года обучения /108 недель/27 месяцев.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Группа формируется в начале учебного года. Обязательно
производится выбор командира.
Количество часов: занятия ведутся по 2 часа 2 раза в неделю.

Необходимая материальная база: спортивный зал, ОЗК, винтовка,
плакаты по ОВС и ГО, военизированная форма, комплект туристического
снаряжения и т. д.
Во время организации и проведении занятий следует особое внимание
обратить на соблюдение мер по предупреждению и профилактики
травматизма, а также санитарно- гигиеническим требованиям местам
занятий, оборудованию и спортивному инвентарю.
Режим занятий: количество часов в год –144 ч., 2 раза в неделю по 2
учебных часа. Режим занятий определяется с учетом Санитарноэпидемиологических правила и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14,
приложения 3 «Рекомендуемый режим занятий в организациях
дополнительного образования».
Содержанием программы предусмотрены выезды на соревнования,
конкурсы, познавательные экскурсии. При планировании работы в рамках
курса учитывается специфика содержания занятий в связи с выездами на
соревнования, поэтому возможно внесение корректив в рабочем порядке в
последовательность изучения тем.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы
формирование представлений у учащихся о службе в Вооруженных
Силах Российской Федерации и знаний по основам военного дела;
содействие развитию жизненных навыков и способностей учащихся.
Задачи программы:
Для достижения поставленной цели, в ходе обучения решаются ряд
общеобразовательных и воспитательных задач:
Обучающие:
Сформировать устойчивые теоретические знания об общевойсковых
соединениях, основные навыки, необходимые для осуществления успешной
службы в армии. Сформировать знания и умения, необходимые для
социальной адаптации к жизни в современном обществе.
Дать представления о военных профессиях.
Развивающие:
Создать благоприятные условия для умственного, духовного и
физического формирования личности.

Сформировать основы общей физической подготовленности и
физические навыки, такие как сила, ловкость, выносливость,
состязательность и др.
Сформировать положительный социальный опыт, готовность к
общественной и профессиональной деятельности.
Формировать социальную активность школьников посредством
включения их в  соревнования различного уровня по военно-прикладным
видам спорта, процесс сдачи норм комплекса ГТО по военно-прикладным
видам спорта.
Воспитательные:
Способствовать становлению и развитию активной жизненной позиции
подростков, умений применять полученные знания в своей практической,
социально - значимой, коллективно - творческой деятельности.
Способствовать
формированию
у
воспитанников
ключевых
компетентностей, необходимых для коммуникативной и социальной
деятельности, для решения возникающих проблем в изучаемой области
деятельности,
для
продуктивного
использования
различных
информационных источников.
Сформировать чувства сострадания и заботливого отношения к другим
людям. Сформировать морально-волевые качества личности воспитанника,
такие
как
доброта,
самостоятельность,
чувство
коллективизма,
взаимовыручка, ответственности и др. Сформировать у подростков
важнейшие качества гражданина России - патриота Отечества: чувства
любви к Родине, гордости за свою страну, честности и принципиальности,
чести и совести, доброты и человечности.
Приобщить обучающегося к здоровому образу жизни, без вредных
привычек.
Исходя из цели, практические занятия подразделяются:
- на учебные;
- учебно-тренировочные;
- теоретические;
- контрольные.
Цель учебных занятий заключается в усвоении нового материала.
В процессе учебно-тренировочных занятий не только разучивают
новый материал и закрепляют пройденный ранее, но и большое внимание
уделяют повышению общей и специальной работоспособности.

Тренировочные занятия целиком посвящаются эффективности выполнения
ранее изученных упражнений.
Контрольные занятия проводятся в форме соревнований.
Теоретические занятия могут проводиться самостоятельно и в
комплексе практическими.
При проведении теоретических занятий целесообразно отдельные
положения теории подкрепить примерами из практики, иллюстрировать их
схемами, рисунками и др. наглядными пособиям. Составной частью занятий
является формирование умений и навыков. Умение представляют собой
комплекс действий выполненных юнармейцев на основе приобретенных
знаний в соответствии с поставленной задачей и условиями. Навыки
вырабатываются путем повторений одних и тех же действий. Пример
разборка и сборка АК.
Методы
личности

формирования

гражданско-патриотических

качеств

В определении содержания, сущности, методики формирования,
организационных форм по воспитанию у школьников гражданских качеств
особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу,
В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. После анализа существующих в педагогике
подходов к методам и формам организации гражданско-патриотического
воспитания, выделены для себя группы методов, которые могут быть
представлены следующей таблицей:
№ Группа
Методы
Свойства методов
методов
п/п
I
Методы
Убеждение,
Постановка
.
формирования
внушение, беседы, школьника
в
позицию
сознания личности
лекции,
метод полноправного
участника
примера
процесса, т.е. он не объект
для применения данных
методов, а сам принимает
активное участие в их
использовании.

I.

II.

I
Методы
Педагогическо
организации
е
требование,
деятельности
и требование
формирования опыта коллектива,
гражданского
общественное
поведения
мнение, поручение,
метод- требование,
создание
воспитывающих
ситуа-ций,
коллективное
творческое
дело,
метод проектов
I
Методы
Соревнование,
стимулирования
поощрение,
деятельности
и наказание,
поведения
взаимовыручка,
создание ситуации
успеха

Необходимо создавать
ситуации,
в
которых
младший
школьник
упражнялся
бы
в
гражданской деятельности,
осознавал свои обязанности
по
отношению
к
коллективу,
обществу,
ответственность за свои
поступки.
С
помощью
регулирующих требований
формируются
традиции
поведения.
Необходимо
побуждать
младшего
школьника корректировать
свое
поведение.
Стимулирование
в
различных
его
формах
должно быть дозированным
и
заслуженным.
Стимулирование побуждает
к
анализу
собственной
деятельности,
программирует дальнейшее
поведение.

Преподавание осуществляется с позиции деятельностного подхода,
который реализуется через педагогические технологии:
1) проектную;
2) информационную;
3) игровую.
Одним из принципов обучения является принцип систематичности,
последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно
действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при
выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения,
приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны и
взаимообусловлены, представляют собой единый комплекс. Он формируется
путем установления межпредметных связей, связей между темами и

разделами внутри учебной дисциплины. Межпредметные связи помогают
учащимся не просто заучивать то или иное положение, но и понимать его
глубинный смысл, помогают повысить интеллектуальный и эмоциональный
уровень учащихся.

№
1.
2.
2.1.
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2
4.3
5.
5.1
5.2
5.3

6.
7.
8.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема
Всего
часов
Военно-историческое прошлое России 16
Подготовка по основам
военной 30
службы
10
Огневая подготовка
Строевая подготовка
10
Тактическая подготовка
10
Прикладная физическая подготовка
26
Гимнастика
5
Игры с мячом
5
Кроссовая подготовка
8
Легкая атлетика
8
Туристско-краеведческая деятельность 22
Выживание в природных условиях.
10
Подготовка походов и марш-бросков.
Туристское снаряжение
4
Ориентирование на местности
8
Медико-санитарная подготовка
10
Гигиена
2
Доврачебная помощь пострадавшему
4
Оказание первой медицинской помощи 4
при
травмах,
ожогах,
ранениях,
утоплении, солнечном ударе
Досуговая деятельность
8
Проектная деятельность
16
Участие в различных соревнованиях
16
ИТОГО:
144

теория практика
10
8

6
22

4

6

2
2
6
2

8
8
26
5
5
8
8
16
8

2
2
5
1
2
2

2
6
5
1
2
2

-

8
16
16
29

115

№
1.
2.
2.1.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема
Войны 1 половины 20 века.
Великая Отечественная война
Подготовка по основам военной службы

Огневая подготовка
2.2 Строевая подготовка
2.3 Тактическая подготовка
3. Прикладная физическая подготовка
3.1
Гимнастика
3.2
Кроссовая подготовка
3.3
Игры с мячом
3.4
ОФП
4. Туристско-краеведческая деятельность
4.1 Топография
4.2 Правила организации зимних походов
4.3 Питание в походе
5. Медико-санитарная подготовка
5.1 Возможные травмы в походах. Организация
доврачебной помощи
5.2 Режим физических нагрузок
6. Досуговая деятельность
7. Проектная деятельность
8. Участие в различных соревнованиях
ИТОГО:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ Тема

Всего
часов
16

теория практика
10

6

30
10

8
4

22
6

10
10
26
5

2
2
-

8
8
26
5

8

-

8

5

-

5

8

8

14
4
8
2
18
14

6
2
6
2
6
4

8
2
2
12
10

4
8
16
16
144

2
-

2
8
16
16

Всего
часов
1. Локальные войны 2-ой половины 20-го 16
века
2. Подготовка по основам военной службы 30
2.1.
10
Огневая подготовка

30

114

теория практика
10

6

8
4

22
6

2.2 Строевая подготовка
2.3 Тактическая подготовка
3. Прикладная физическая подготовка
3.1
Гимнастика
3.2 ОФП
3.3
Кроссовая подготовка
3.4
Игры с мячом
4. Туристско-краеведческая деятельность
4.1 Факторы риска и выживание
4.2 Аварийное
ориентирование.
Способы
подачи сигнала бедствия
4.4 Обеспечение
продуктами
питания
в
аварийной ситуации
5. Медико-санитарная подготовка
5.1 Первая медицинская помощь в аварийных
ситуациях
5.2 Самолечение и выживание в экстремальной
ситуации
6. Досуговая деятельность
7. Проектная деятельность
8. Участие в различных соревнованиях
ИТОГО:

10
10
26
5

2
2
-

8
8
26
5

5
8

-

5
8

8

-

8

22
10
4

6
2
2

16
8
2

8

2

6

10
4

5
1

5
3

6

2

4

8
16
16
144

-

8
16
16
29

115

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО
ПЛАНА
1-го
ГОДА
ОБУЧЕНИЯ
I.
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ
История клуба, учебного заведения. История малой Родины (родного
края). Ратная история древней и средневековой Руси. Боевые традиции армии
и флота Российской империи. Великие полководцы и флотоводцы.
Государственная и военная символика России. Служба в армии как почётная
обязанность гражданина России.
II.
ПОДГОТОВКА ПО ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
1.
Огневая подготовка.
Основы стрельбы. Явление выстрела. Начальная скорость и энергия
пули. Отдача оружия. Полет пули в воздухе. Наводка и её элементы.
Пневматическая винтовка. Назначение, боевые свойства, устройство и
работа пневматической винтовки. Устройство частей и механизмов винтовки
и принадлежностей. Работа частей и механизмов винтовки. Осмотр винтовки
и подготовка к стрельбе.
Приёмы стрельбы из пневматической винтовки.
Правила стрельбы из винтовки. Изготовка к стрельбе. Производство
стрельбы (выстрел). Прекращение стрельбы.
Уход за оружием, его хранение и сбережение.
Общие положения. Особенности чистки и смазки малокалиберной
винтовки. Хранение и сбережение оружия.
2.
Строевая подготовка.
Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строем. Повороты в
движении. Воинское приветствие. Выход из строя и подход к начальнику.
Развернутый строй отделения. Воинское приветствие в строю, на месте и в
движении.
3.
Тактическая подготовка.
Основные задачи и составные части вооружённых сил современного
государства. Виды современного оружия и военной техники. Воинские
подразделения и соединения. Командование войсками. Срочная и
контрактная служба. Военные учебные заведения. Будущее российской
армии.
III.
ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Значение занятий акробатикой, гимнастикой и атлетикой. Ловкость,
гибкость, сила и силовая выносливость, устойчивость к укачиванию и
перегрузкам, пространственная ориентация, прикладные двигательные

навыки как основные качества, формирующие физически развитого человека.
Воспитание смелости и решительности, совершенствование осанки, строевой
выправки и подтянутости.
Комбинированные силовые упражнения на перекладине, комплексные
силовые упражнения, подтягивание и подъем переворотом на перекладине.
Элементы акробатики.
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Правила организации и проведения туристских походов. Подбор групп.
Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе.
Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана и
графика движения. Групповое, личное и специальное снаряжение туристов.
Главные требования: легкость, прочность, удобство в пользовании и
переноске. Устройство палатки. Правила укладки рюкзака. Стороны
горизонта. Устройство компаса. Пользование компасом. Азимут. Движение
группы по азимутам на заданное расстояние. Определение сторон горизонта
по солнцу, звёздам и местным признакам.
Изучение краеведческого материала.
V.
МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА
Личная гигиена. Обувь, уход за ногами и обувью. Гигиенические
требования к одежде, постели, посуде. Предупреждение охлаждения и
обморожения в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах.
Содержание походной аптечки. Первая доврачебная помощь пострадавшему.
Транспортировка пострадавшего. Виды травм, ожогов, ранений. Оказание
первой медицинской помощи.
Практическая работа. Транспортировка пострадавшего.
VI-VII. ДОСУГОВАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Спортивный турнир. Викторина по истории России.
Смотр строя и песни. Игра «Зарница». Вахта памяти.
Трудовые десанты у памятников, мемориалов, на местах захоронения.
День здоровья. Походы выходного дня. Поездки в музеи, театры, на
спортивные соревнования.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО
ПЛАНА 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
I.
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Войны 1 половины 20 века. Русско-японская война. Первая мировая
война. Вторая мировая война. Изучение жизни и подвигов воинов,
военачальников, юных защитников Отечества. Изучение боевого пути

воинских частей и соединений. Крупные сражения и боевые операции
Великой Отечественной войны.
II.
ПОДГОТОВКА ПО ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
1. Огневая подготовка.
Автомат Калашникова. Назначение, боевые свойства и устройство
автомата Калашникова. Разборка и сборка автомата. Назначение, устройство
частей и механизмов автомата, принадлежностей и патронов. Задержки при
стрельбе из автомата и способы их устранения. Осмотр автомата,
боеприпасов и подготовка их к стрельбе.
Приёмы стрельбы из автомата. Изготовка к стрельбе. Производство
стрельбы (выстрела). Прекращение стрельбы.
Правила стрельбы из автомата.
2. Строевая подготовка.
Строевая стойка. Повороты на месте. Движение. Повороты в движении.
Отдание воинской чести. Выход из строя и подход к начальнику.
Развернутый строй отделения. Отдание чести в строю, на месте, и в
движении. Выполнение воинского приветствия с оружием. Выполнение
строевых приемов с автоматом.
3. Тактическая подготовка.
Боевая готовность. Составные части БГ. Степени БГ.
Порядок постановки боевой задачи. Ориентировка, цель, время.
Действия подразделения в разведке. Передвижение по пересеченной
местности, преодоление препятствий, засада, налет, поиск, маскировка.
Полоса препятствий.
III.
ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Занятия акробатикой, гимнастикой, атлетикой. Развитие ловкости,
силы и силовой выносливости, гибкости, устойчивости к укачиванию и
перегрузкам, пространственной ориентации, прикладных двигательных
навыков. Совершенствование осанки, строевой выправки и подтянутости.
Комбинированное силовое упражнение на перекладине, комплексное силовое
упражнение, подтягивание и подъем переворотом на перекладине.
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.
Топография.
Способы ориентирования. Ориентирование с помощью компаса и
карты, без карты и компаса, по местным предметам. Организация
соревнований по ориентированию. Оценка расстояний и времени.
Определение расстояний шагами. Оценка расстояний глазомером и по
слышимости звуков. Определение времени. Движение с использованием
промежуточных ориентиров. Движение без четких ориентиров.

Практические занятия. Зарисовка топографических знаков, чтение
топографической карты по квадратам и маршрутам. Топографический
диктант. Прокладывание на карте маршрута по его текстовому описанию (по
легенде). Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий
(маршрутов).
2.
Правила организации зимних походов.
Требования к снаряжению. Организация бивака. Организация питания.
Темп движения.
3.
Питание в походе.
Значение, режим и особенности организации питания туристов в
сложном спортивном походе. Весовые и калорийные нормы дневного
рациона. Набор продуктов для многодневного похода. Правила
приготовления еды на костре. Костровые принадлежности. Режим питания.
Водно-солевой режим. Способы обеззараживания воды. Подготовка
продуктов к походу.
Практическое занятие. Приготовление еды на костре. Расчет
продуктов для многодневного похода.
4.
Краеведческая работа. Поиск материалов о земляках –
участниках войны. Встречи с тружениками тыла.
V.
МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА
Обеспечение безопасности многодневного похода. Режим физических
нагрузок. Возможные травмы в походах. Организация доврачебной помощи.
Лекарственные растения.
VI - VII. ДОСУГОВАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Встречи поколений.
Спортивный турнир. Викторина по истории России.
Смотр строя и песни. Игра «Зарница». Вахта памяти.
День здоровья. Походы выходного дня. Поездки в музеи, театры, на
спортивные соревнования.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО
ПЛАНА 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
I.
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Локальные войны 2-ой половины 20-го века.
II.
ПОДГОТОВКА ПО ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
1.
Огневая подготовка.
Ручные осколочные гранаты. Назначение и боевые свойства гранат.
Устройство ручной осколочной гранаты РГД-5. Устройство ручной
осколочной гранаты Ф-1. Работа частей и механизмов гранат.
Приёмы метания ручных гранат.

2. Строевая подготовка.
Строевая стойка. Повороты на месте. Движение. Повороты в движении.
Воинское приветствие. Выход из строя и подход к начальнику. Развернутый
строй отделения. Воинскоеприветсвие в строю, на месте, и в движении.
Выполнение воинского приветствия с оружием. Выполнение строевых
приемов с автоматом.
Строевой Устав ВС РФ. Строи подразделений в пешем порядке.
Строевой смотр в подразделении.
3. Тактическая подготовка.
Боевой приказ. Содержание, приказная часть. Боевое задание. Работа
командира после получения БЗ.
4. Военная топография.
Виды и типы карт. Назначение и краткая характеристика
топографических карт. Масштабы карт. Тактические свойства местности, их
изучение по карте. Определение координат и целеуказание.
Условные тактические знаки. Нанесение обстановки на карту.
Рабочая карта командира. Назначение. Наносимая на карту обстановка.
5. Инженерная подготовка.
Оборонительные сооружения. Оборудование и маскировка окопа.
Одиночный окоп для стрельбы из автомата лежа. Самоокапывание.
III.
ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Акробатика. Гимнастика. Атлетика.
Занятия и упражнения на развитие ловкости, силы и силовой
выносливости, гибкости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам,
пространственной ориентации, прикладных двигательных навыков,
воспитание смелости и решительности, совершенствование осанки, строевой
выправки и подтянутости.
Комбинированное силовое упражнение на перекладине, комплексное
силовое упражнение, подтягивание и подъем переворотом на перекладине.
Контрольные упражнения на полосах препятствий.
Преодоление единой полосы препятствий в составе подразделения.
Выполняется с макетом оружия и противогазом в походном положении.
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.
Факторы риска и выживание.
Факторы риска: холод, жара, жажда, страх, переутомление,
одиночество.
Место аварии: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, пустыня,
тайга, смешанные леса, лесостепь, степь.

Факторы выживания: готовность к действию в аварийных ситуациях,
воля к жизни, знание приемов самоспасения, навыки выживания.
2.
Аварийное ориентирование.
Самодельный компас. Ориентирование по звездам, солнцу, тени,
солнцу и часам, по местным предметам. Умение выдержать заданный курс.
Оценка расстояний.
Практические занятия. Ориентирование на местности. Определение
расстояния до заданной точки.
3.
Как правильно подать сигналы бедствия.
Радиотехнические средства аварийной сигнализации. Пиротехнические
сигнальные средства. Сигнальное зеркало. Звуковая сигнализация. Азбука
Морзе. Сигнальный костер. Свеча. Бутылочная почта. Кодовая таблица.
Практические занятия. Передача сигналов бедствия с помощью
известных приемов.
4.
Обеспечение продуктами питания в аварийной
ситуации. Съедобные дикорастущие растения. Ядовитые растения.
Рыбалка и рыболовные снасти. Охота и охотничьи снасти.
Нетрадиционные продукты питания.
V.
МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА
Первая медицинская помощь в аварийных условиях.
Первая
доврачебная
помощь.
Способы
транспортировки
пострадавшего.
VI - VII. ДОСУГОВАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Встречи поколений.
Спортивный турнир. Викторина по истории России.
Смотр строя и песни. Игра «Зарница». Вахта памяти.
День здоровья. Походы выходного дня. Поездки в музеи, театры, на
спортивные соревнования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты реализации программы является работа, в ходе которой
достигаются поставленные цели. Достигаемые результаты длятся на
непосредственные краткосрочные и отдаленные.
К краткосрочным результатам относятся – результат ежедневной
рутинной работы, в ходе которой у подростков формируется интересы
патриотической направленности, организуется тематическая занятость
свободного времени ( каникулярное время и отдых выходного дня ), а также
практический сбор интересуемой информации : культурно-исторической и
природно-ландшафтной.
Отдельные результаты можно подразделить на две части : доступные и
возвышенные. Доступные отдаленные результаты – это овладение в
совершенстве навыками туризма и выживание в экстремальных условиях,
обучение и овладение общими и специальными военными направлениями, а
также формирование ярких положительных воспоминаний школьных лет.
Возвышенные отдельные результаты. О возможности их достижения
будут судить другие люди и, может быть, поколение, но стремление к их
возможному достижению является одной из важных задач. К таким
результатам относится возможность воспитания высоконравственного,
духовно-крепкого, ответственного и целеустремленного гражданина РФ.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В
реализации
программы
военно-патриотического
клуба
«Звезда» участвуют дети и подростки, занимающиеся в учебных группах по
направлениям, педагоги дополнительного образования, административный и
вспомогательный персонал учреждения дополнительного образования.
Механизм реализации программы военно-патриотического клуба
включает в себя:

четкое планирование на учебный год и каждый месяц;

методическая разработка положений по каждому из
проводимых мероприятий;

опору на сообщество педагогов МАУ ДО «Горнозаводский
Дом творчества»;

анализ хода реализации программы;

пропаганду деятельности клуба в средствах массовой
информации.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Форма итоговой аттестации зачет по итогам года теоретический и
практический, сдача нормативов по ОФП и ГТО
В ходе работы с подростками оценка их деятельности и достижений
складывается в систему личностного роста членов группы. Система
личностного роста выстраивается по нескольким направлениям с
достижением в конечном счете общей структуры присвоения званий в
группе. Все направления как возможные пути достижения цели
соответствуют полноценным понятиям патриотизма и являются
неотъемлемой частью целостной работы с подростками.
1) Направление: через посещение походов, экспедиций и прочих
мероприятий всем участникам группы присваивается по итогам проведения
мероприятия баллы, оцениваемые исходя из сложности мероприятия и
суммируются километры.
2) Направление: В ходе проведения практических занятий, походов,
экспедиций и лагерей участники группы по желанию сдают практические
зачеты по изученным темам.

По теоретическим (история, краеведение) – сдают
теоретический зачет.

По темам имеющим отношение к практике сдаются
практическая часть отработанного материала.

По ОФП сдаются нормативы по физической подготовке.

Методическое обеспечение:
1. ФЗ «Об образовании»
Материально-технические и методические условия
видеофильмы:
«Оружие
Калашникова»,
«Ракетные
войска
стратегического назначения», «Мины ВС РФ», « Вооружение Российской
армии» и т.д.;
пневматическая винтовка;
ММГ АК-74;
ММГ магазинов калибра 5.45 и 7.62;
Противогазы;
Спортивная площадка и т.д.
Формы подведения итогов:
опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие для родителей,
концерт, конкурс, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов,
презентация творческих работ, взаимозачет, игра-испытание, самоанализ и
др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский «Основы медицинских
знаний и ЗОЖ» М. Просвещение 2002г.
2. В.Н. Сингаевский «Военно-государственные символы России»
М.:АСТ ; СПБ.: Полигон 2008г.
3. П.А. Куруева «Медико-санитарная подготовка учащихся»
М.Просвещение 1988г.
4. В.Г. Бубнов «основы мед.знаний» 9-11кл М:АСТ-ЛТД 1997г.
5. О.В. Павлова «ОБЖ. Автономное существование в природных
условиях. 9 класс: элективный курс. Волгоград: учитель 2007
6. А.Г. Маслов «подготовка и проведение соревнований учащихся
«школа безопасности»
7. И.А. Бубнов, А.И. Кремов, С.И. Филимонов «Военная топография»
военное издательство министерства обороны СССР м.1993г
8. М.И. Гоголев «методическое пособие по медико-санитарной
подготовке» М. Просвещение, 1985г.
9. В.Д. Серых «Воинские ритуалы» М. Военные издательство 1986г.
10.Общевоинские уставы ВС РФ М:Эксмо, 2008г.
11.М.В. Головачев, Н.Ф. Мухамадиев «Школа выживания: организация
и обустройство полевого лагеря» НГТУ – Н.Новгород, 2001г.
12. Е.В. Пчелев «Государственные символы России» М. Русское слово
2003г.
13. И.В. Моисейко «Государственная символика России» ЦНСО
Москва 2003г.
14. В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнов «Основы медицинских знаний» 9-11 класс
М. АСТ-ЛТД 1997г.
15. Е. Швецов «Новейшая энциклопедия выживания в экстремальных
условиях» М: АСТ: Астрель, 2007г.
16.А.И. Одинцов «учебное пособие по начальной военной подготовке»
Издательство ДОСААФ М: 1971г.
17.А.И. Аверин, И.Ф. Выдрин и др «Начальная военная подготовка» 910 кл. М: Просвещение 1985г.
18. Н.Ф. Филатов «Нижегородский край. Хрестоматия.» Арзамас:
АГПИ
19. Л.А. Чемоданов «История Гоьковской области» Волго-Вятское
книжное издательство» 1975

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1.
Комплексная образовательная программа «Орлёнок».
2.
Конституция Российской Федерации
3.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной
службе»
4.
Инструкции по технике безопасности.
5.
Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний. М., 1998.
6.
Костров А.М. Гражданская оборона. М., 1991.
7.
Перевозченко И.И. Лекарственные растения. М., 1990.
8.
Герасимова В.А. Классные часы и беседы о Российской
истории.М., 2004.
9.
Побединская Л.А. Ради жизни на земле. М., 2003.
10. Мазыкина Н.В., Монахов А.Л. Равнение на Победу. М.,
2004.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:
1.
Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. М., 1996.
2.
Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. М., 2007.
3.
История России в 20 веке. Любое издание.
4.
Основы
безопасной
жизнедеятельности.
М.,
«Просвещение», 2002.
5.
Это должен знать каждый. М., 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».