Паспорт программы.
Название программы – «Весёлые ладошки» (тестопластика)
Тип программы – модифицированная.
Образовательная область – прикладное творчество.
Реализуется - с 2015 года.
Возрастной диапазон – 7-15 лет.
Продолжительность освоения – 3 года
Уровень освоения – общекультурный
Цель: обучение детей основам декоративно-прикладного творчества,
развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка.
Задачи:
Обучающие:
получение, расширение и закрепление знаний в области лепки из теста;
формирование образного, пространственного и творческого мышления;
формировать умения планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы
в первоначальный замысел.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость,
целенаправленность,
критичность,
эстетический
вкус,
чувство
удовлетворения от совместной работы,
воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма,
воспитывать самостоятельность в работе,
воспитывать волевые качества.
Развивающие:
развитие речи, художественных способностей, абстрактного и
логического мышления, воображения.
повышение сенсорной чувствительности (способности тонкому
восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
развитие
общей
умелости,
мелкой
моторики,
а
также
пространственного мышления и воображения;
расширение словарного запаса и кругозора посредством тематических
бесед.
Содержание: изготовление поделок и сувениров из соленого теста
Уровень предполагаемого конечного результата – общекультурный.
Пояснительная записка.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные
обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть
мыслящими,
инициативными,
самостоятельными,
вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими
способностями.
Среди многообразия видов творческой деятельности особое место
занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной
жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия
человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также
особенности развития воображения.
Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств
эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус,
учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку,
дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует
развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых
материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и
сохраняют ее на долгое время.В последние годы стало очень популярным
материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Это
универсальный материал, который дает возможность воплощать самые
интересные и сложные замыслы.Этому виду творчества придумали
современное название - "Тестопластика".Техника лепки проста, ее нетрудно
освоить, если под рукой есть соль, мука, вода.
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:
способствует концентрации внимания, заставляет
сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый
результат;
стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать
поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и
способы складывания;
активизирует
мыслительные
процессы.
В
процессе
конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения
наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания,
способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия
(самостоятельное выполнение работы);
совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления,
творческого воображения, художественного вкуса.
• развивает у детей способность работать руками под контролем
сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения
пальцев, происходит развитие глазомера.
Использование такого приема, как отчет о проделанной работе,
предварительное устное планирование, работа по технологической, по
операционной карте способствует развитию речи, навыков планирования
своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия лепкой с
точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они
служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития
обучающихся.
Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки
детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с
нарушением
интеллекта.
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью,
пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К
тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки
ребенка.Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста.
Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки.
Направленность программы:
Программа «Веселые ладошки» относится к художественноэстетическому направлению.
Актуальность программы: характеризуя актуальность темы, видим,
что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей,
развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации
личности ребенка в обществе.
Новизна программы: программа «Веселые ладошки» предусматривает
проявление на занятиях многих психических процессов, в том числе
наиболее активно – творческое воображение и мышление, что очень важно
для развития подрастающего поколения.
Педагогическая целесообразность заключаетсяв том, что занимаясь по
данной
программе,
обучающиеся
приобретают
чувство
личной
ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают
творческое отношение к предмету.
Отличительной особенностью является то, что на всех этапах
освоения программы педагог содействует развитию инициативы, выдумки
и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей
спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на
более высоком и сложном уровне.
Адресат программы:
Программа «Веселые ладошки» рассчитана на 3 года.
Программа адресована детям от 7 до 15 лет
Возраст 7-8 лет - 1 год обучения
Возраст 9-10 лет - 2 год обучения
Возраст 11-15 лет – 3 год обучения
Наполняемость в группе 12-15 человек
Условия набора учащихся:
Для обучения принимаются все желающие.
Объём и срок освоения программы.
Объем программы – 360 часов.
Программа рассчитана на 3 года
обучения.
1 год обучения: 144 часа в год,
2 год обучения: 144 часа в год.
3 год обучения 144 часа в год
Форма обучения - очная.
Уровень программы - базовый.
Базовый уровень освоения программы предполагает, что младшие
школьники способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята
постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые
люди (родители) попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней
равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание
немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить
поделку в качестве подарка способен каждый.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся группой по 12-15 человек, в ходе занятия
осуществляется индивидуальный контроль над деятельностью каждого
учащегося.
Состав группы обучающихся – постоянный.
Режим занятий
Общее количество часов в неделю: 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут.
Программа предполагает здоровье сберегающие технологии:
проветривание
помещений,
организационные
моменты,
физкультминутки. Беседы с показом образцов работ детей прошлых лет,
просмотры работ.
Год обучения
1 год
2
2 год
2
3 год
2
Количество занятий
В неделю
часы
4 занятия
(2 раза по 2 часа)
4 занятия
(2 раза по 2 часа)
4 занятия
(2 раза по 2 часа)
Первый год обучения. Первый год обучения нацелен на
удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний о
простейших приемах лепки. Изделия выполняются в технике рельефная
лепка и объемные фигуры.
Второй год обучения. Развивая свои способности, используя
приобретенные умения и навыки, обучающиеся второго года обучения
изготавливают более сложные по технике выполнения изделия, создавая
неповторимые изделия.
Третий год обучения. Обучающиеся выполняют сложные композиции
и панно, объемные фигурки. Работают по воображению, проявляя творческие
способности. Работают в группах, создавая коллективные работы.
Цель: обучение детей основам декоративно-прикладного творчества,
развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка.
Задачи:
Обучающие:
получение, расширение и закрепление знаний в области лепки из
солёного теста;
формирование образного, пространственного и творческого мышления;
формирование умения планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы
в первоначальный замысел.
Воспитательные:
воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, усидчивости,
целенаправленности,
критичности,
эстетического
вкуса,
чувства
удовлетворения от совместной работы,
воспитание чувства взаимопомощи и коллективизма,
воспитание самостоятельности в работе,
воспитание волевых качеств.
Развивающие:
развитие речи, художественных способностей, абстрактного и
логического мышления, воображения.
повышение сенсорной чувствительности (способности тонкому
восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
развитие
общей
умелости,
мелкой
моторики,
а
также
пространственного мышления и воображения;
расширение словарного запаса и кругозора посредством тематических
бесед.
Образовательный процесс включает в себя различные методы
обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
объяснительно
-иллюстративный (объяснение сопровождается
демонстрацией наглядного материала);
метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с
детьми ищет пути её решения);
частично- поисковый.
В проведении занятий используются как индивидуальные, групповые
и коллективные формы работы.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это
объяснение нового материала, информация познавательного характера,
общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают
изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе
позволяет научить ребенка
последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные
знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике
тестопластики.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении
игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к
освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до
моделирования и конструирования новых игрушек, тематических
композиций.
Программа строится на таких дидактических принципах, как
доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
№
1
2
Учебно-тематический план 1 года обучения
Объединение «Весёлые ладошки»
(группа №1 - 4 часа в неделю)
36 недель – 144 часа в год
Тема
Количество часов
Форма
Общее Теорет. Практ. промежуточной
аттестации
Введение. Материалы и
2
1
1
зачет
приспособления для
украшений из соленого теста.
Общие этапы изготовления и
4
1
3
Творческая
обработки изделий.
работа
Знакомство с техникой
3
тестопластики.
Основные приемы лепки.
10
2
8
Игры и эксперименты с
соленым тестом.
Новогодние сувениры из
соленого теста
12
2
10
28
2
26
26
2
24
7
Плоские сувениры,
выполненные с помощью
шаблона
Сюжетная лепка
28
2
26
8
Декоративная лепка
32
2
30
9
Заключение
Итого за год
2
144
2
16
128
4
5
6
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа,
конкурсы,
выставка
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Содержание
Тема: Введение. Материалы и приспособления для украшений из
соленого теста.
Материалы для тестопластики. Приспособления
необходимые в работе. Оснащение рабочего места. Особенности работы с
теслом. Правила техники безопасности на занятиях.
Тема: Общие этапы изготовления и обработки изделий.
Приготовление теста. Окрашивание теста. Сушка. Способы сушки.
Подрумянивание.
Глазурование.
Раскрашивание
готового
изделия.
Лакирование в домашних условиях)
Практические работы: Лепка по заданию. Роспись поделки.
Тема: Основные приемы лепки. Приемы: разминание, раскатывание,
скатывание, вдавливание, прищипывание, сплющивание, соединение,
примазывание, отщипывание, оттягивание, сглаживание, придавливание,
разрезание, скручивание, процарапывание, напливание.
Технология
изготовления изделий: кольцо с лилиями, кольцо с фруктами, кольцо с розой,
кольцо с розами, кольцо с бутонами, кольцо с сухими цветами, подкова с
цветами, подкова с ландышами, подкова с конем.
Работа с шаблоном.
Творческая и коллективная работа.
Практические работы: изготовление изделий по образцу и по
иллюстрации. Сушка. Роспись. Декор готовой работы.
Тема: Игры и эксперименты с соленым тестом.
Применение игр и экспериментов в работе с соленым тестом.
Игры, применяемые на занятиях: ямки, спрячь шарик, игра с трубочками
и колечками, печенье с присыпкой, облепки, игры с формочками. Пробы в
окрашивании и смешивании различных цветов – это уже настоящий
эксперимент!
Работа с формочками: цветочек, бабочка, птичка и т.п. Украшение их
различными предметами: бусинками, горохом, фасолью и т.п.
Облепливание разнообразных объемных форм, например «Украшаем
яйцо». Экспериментирование с пуговицами, бусинами, бисером, тесемками
и лентами.
Технология работы
лепешка.
с объемными
формами - колобок, колбаска,
Разработки игр и экспериментов, применяемых на занятиях по
тестопластике, представлены в приложениях №1.
Практические работы: Выполнение заданий в ходе игры с тестом.
Эксперименты с соленым тестом. Поделка: тортик для мамы. Творческая
работа.
Тема: Новогодние сувениры из соленого теста. Технология
изготовление изделий: веточка с шишками, елочка, шарики на ветке.
Новогодние игрушки. Символ Нового Года. Творческая работа.
Практические работы: изготовление сувениров из соленого теста по
образцу, роспись после сушки.
Тема: Плоские сувениры, выполненные с помощью шаблона.
Технология изготовление сувениров: календарь с фруктами, календарь с
овощами, календарь-сердечко, сердце с ромашками, сердце с васильками,
сердце с петушком, сердце с лебедем, часы, кольцо с тюльпанами, кольцо с
нарциссами, кольцо с фруктами, головоломки, лев, мамонт, курица.
Применение шаблонов в работе. Творческая и коллективная работа.
Практические работы: изготовление
изделий по образцу и по
иллюстрации. Сушка. Роспись. Декор готовой работы. Оформление в рамку.
Тема: Сюжетная лепка. Изготовление сборных панно и композиций.
Панно: «Кошка с котятами», «Собака со щенком», «Заяц встретился с
колобком», «Мальчик лепит снеговика», машинка, паровозик, корзина с
фруктами, с цветами и др.
Изготовление деталей по образцу. Творческая и
коллективная работа.
Практические работы: изготовление деталей. Сушка. Роспись. Сборка
панно на клею. Оформление в рамку.
Тема: Декоративная лепка. Технология изготовления: настенных минипанно с украшением из семян и бусин, таблички со своей буквой. Панно на
основе картона «Мишка на шаре», «Мой любимый кот», «Космонавт» и
другие панно. Творческая и коллективная работа.
Практические работы: изготовление изделий по образцу. Сушка.
Роспись. Оформление в рамку.
Учебно-тематический план 2 года обучения
Объединение «Весёлые ладошки»
(группа №2 - 4 часа в неделю)
36 недель – 144 часа в год
№
1
Тема
Введение. Материалы и
приспособления для
украшений из соленого
теста.
Общие этапы изготовления
и обработки изделий
Основные приемы лепки
Изготовление мелких
орнаментальных деталей и
композиций из них.
Маленькие
«Хлебобулочные» изделия
Новогодние сувениры из
соленого теста
Количество часов
Общее Теорет. Практ.
Форма
промежуточной
аттестации
2
1
1
2
1
1
зачет
10
18
1
2
9
16
зачет
Творческая
работа
4
-
4
26
2
24
6
1
5
8
Плоские сувениры,
выполненные с помощью
шаблона
Кольца
Творческая
работа
Творческая
работа,
конкурсы.
выставки
Творческая
работа
6
-
6
9
Объемные лепные фигурки
10
1
9
10
Рельефы
4
1
3
11
4
-
4
12
Украшения с
декоративными
элементами.
Косы
8
-
8
13
Подсвечники
4
-
4
2.
3.
4
5
6
7
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
14
Сложные композиции и
панно
20
2
18
15
В гостях у сказки
18
2
16
16
Заключение
Итого за год
2
144
2
16
128
работа
Творческая
работа,
конкурсы,
выставки
Творческая
работа,
конкурсы,
выставки
Содержание
Тема: Введение. Материалы и приспособления для украшений из
соленого теста.
Материалы для тестопластики. Приспособления
необходимые в работе. Оснащение рабочего места. Особенности работы с
теслом. Правила техники безопасности на занятиях.
Тема: Общие этапы изготовления и обработки изделий.
Приготовление теста. Окрашивание теста. Сушка. Способы сушки.
Подрумянивание.
Глазурование.
Раскрашивание
готового
изделия.
Лакирование (в домашних условиях)
Практические работы: Лепка по заданию. Роспись поделки.
Тема: Основные приемы лепки. Приемы: разминание, раскатывание,
скатывание, вдавливание, прищипывание, сплющивание, соединение,
примазывание, отщипывание, оттягивание, сглаживание, придавливание,
разрезание, скручивание, процарапывание, напливание. Технология
изготовления изделий: кольцо с лилиями, кольцо с фруктами, кольцо с розой,
кольцо с розами, кольцо с бутонами, кольцо с сухими цветами, подкова с
цветами, подкова с ландышами, подкова с конем.
Работа с шаблоном.
Творческая и коллективная работа.
Практические работы: изготовление изделий по образцу и по
иллюстрации. Сушка. Роспись. Декор готовой работы.
Тема: Изготовление мелких орнаментальных деталей и композиций
из них. Цветы: нарциссы, ландыши, ромашки, васильки, тюльпаны, розы,
гвоздики, фиалки, лилии. Детали: бутон, листики, ягоды. Груши и яблоки.
Грибы. Желуди. Подставки. Корзинки.
Практические работы: лепка цветов и составление композиций из них.
Корзина с грибами. Фруктовый рай. Букет. Клубничное настроение. Подвеска
с желудями. Творческая работа.
Тема: Маленькие «Хлебобулочные изделия».
Технология
изготовления изделий: круассан, загогулька, завиток, завитушка, булка,
плетенка, крендель, рогулька, хлебец, булочка. Изготовление украшения для
интерьера кухни.
Практические работы:лепка хлебобулочных изделий. Изготовление
панно для кухни. Творческая работа.
Тема: Новогодние сувениры из соленого теста. Технология
изготовление изделий: веточка с шишками, елочка, шарики на ветке.
Новогодние игрушки. Символ Нового Года. Творческая работа.
Практические работы: изготовление сувениров из соленого теста по
образцу, роспись после сушки.
Тема: Плоские сувениры, выполненные с помощью шаблона.
Технология изготовление сувениров: календарь с фруктами, календарь с
овощами, календарь-сердечко, сердце с ромашками, сердце с васильками,
сердце с петушком, сердце с лебедем, часы, кольцо с тюльпанами, кольцо с
нарциссами, кольцо с фруктами, головоломки, лев, мамонт, курица.
Применение шаблонов в работе. Творческая и коллективная работа.
Практические работы: изготовление
изделий по образцу и по
иллюстрации. Сушка. Роспись. Декор готовой работы. Оформление в рамку.
Тема: Кольца. Технология изготовления изделий: кольцо с лилиями,
кольцо с фруктами, кольцо с розой, кольцо с розами, кольцо с бутонами,
кольцо с сухими цветами, подкова с цветами.
Работа с шаблоном.
Творческая и коллективная работа.
Практические работы: изготовление изделий по образцу и по
иллюстрации. Сушка. Роспись. Декор готовой работы
Тема: Объёмные лепные фигурки. Особенности изготовления
объемных фигурок в тестопластике. Технология изготовления поделок: лиса,
волк, бегемот, крокодил, черепаха, петух, рыбка, ананас, птичка, мышка,
хрюша, курочка-Гжелка, лягушка, заяц, жираф, ёжик, уточка, кошечка в
корзинке, корова, обезьяна. Творческая работа.
Практические работы: Изготовление объемных изделий из теста.
Сушка, Роспись.
Тема: Рельефы.
Рельефы в тестопластике. Материалы и
приспособления. Особенности работы. Применение пуговиц и других
оттисков. Использование сухой травы в рельефе.
Рельеф на форме.
Творческая работа.
Практические работы: украшение фигурок из теста рельефом.
Отпечатывание на поверхности различными предметами и оттисками.
Эксперименты в работе. Сушка изделия и роспись.
Тема: Украшения с декоративными элементами.
Технология
изготовления изделий: птички, витой венок, цветочки с перчинками,
сердечко, венок с бисером. Особенности работы с бисером и крупными
бусинами, полубусинами, стразами и другими декоративными элементами.
Творческая работа.
Практические работы: изготовление изделия по образцу. Сушка.
Роспись.
Тема: Косы. Технология изготовления изделий: коса с цветами,
сердечко, коса с бантом, птички, венок с бусинками, коса с розами, коса с
васильком, ажурная плетенка. Творческая и коллективная работа.
Практические работы: Изготовление изделия. Сушка. Роспись.
Тема: Подсвечники. Изделия: праздничный подсвечник, подсвечник
змейка, подковки, листики, венок, апельсины, яблоки, розы.
Творческая работа.
Практические работы: изготовление подсвечника, сушка, роспись
Тема: Сложные композиции и панно. Изготовление сборных панно и
композиций. Панно: Васильковый букет, лилии, котята, зайчики- моряки,
масленица, зайкин огород, подсолнухи, весна пришла и другие.
Изготовление деталей по образцу. Творческая и коллективная работа.
Практические работы: изготовление деталей. Сушка. Роспись. Сборка
панно на клею. Оформление в рамку.
Тема: В гостях у сказки. Технология изготовление панно: «По
щучьему велению», «Баба Яга», «Колобок и заяц», «Мухомор», «Репка». И
другие панно по сказкам. Творческая и коллективная работа.
Практические работы: изготовление изделий по образцу. Сушка.
Роспись. Оформление в рамку.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год.
№
1
2.
Учебно-тематический план 3 года обучения
Объединение «Весёлые ладошки»
(группа №3 - 4 часа в неделю)
36 недель – 144 часа в год
Тема
Количество часов
Формы
Общее Теорет. Практ. промежуточной
аттестации
Введение. Материалы и
зачет
приспособления для украшений
2
2
из соленого теста.
Общие этапы изготовления и
2
1
1
Творческая
3
4
обработки изделий
Изготовление мелких
орнаментальных деталей и
композиций из них.
Медальоны
10
1
9
12
1
11
5
Новогодние сувениры из
соленого теста
34
2
32
6
Плоские сувениры,
выполненные по воображению
10
1
9
7
Подковы
8
-
8
8
Объемные лепные фигурки
10
1
9
9
Рельефы
2
-
2
10
2
-
2
11
Украшения со специями и
бисером
Венки
4
-
4
12
Рамки и решетки
8
-
8
13
Сложные композиции и панно
20
2
18
14
В гостях у сказки
18
2
16
15
Заключение
Итого за год
2
144
2
15
129
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа,
конкурсы,
выставка
Творческая
работа,
конкурсы
Творческая
работа
Творческая
работа,
конкурсы
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа,
конкурсы,
выставка
Творческая
работа,
конкурсы,
выставка
Содержание
Тема: Введение. Материалы и приспособления для украшений из
соленого теста.
Материалы для тестопластики. Приспособления
необходимые в работе. Оснащение рабочего места. Особенности работы с
тестом. Правила техники безопасности на занятиях.
Тема: Общие этапы изготовления и обработки изделий.
Приготовление теста. Окрашивание теста. Сушка. Способы сушки.
Подрумянивание.
Глазурование.
Раскрашивание
готового
изделия.
Лакирование (в домашних условиях)
Практические работы: Лепка по заданию. Роспись поделки.
Тема: Изготовление мелких орнаментальных деталей и композиций
из них. Цветы: нарциссы, ландыши, ромашки, васильки, тюльпаны, розы,
гвоздики, фиалки, лилии. Детали: бутон, листики, ягоды. Груши и яблоки.
Грибы. Желуди. Подставки. Корзинки.
Практические работы: лепка цветов и составление композиций из них.
Корзина с грибами. Фруктовый рай. Букет. Клубничная полянка. Денежная
рыбка. Слоник-подвеска Творческая работа.
Тема: Медальоны. Технология изготовление медальоном на основе
подставки: зайчик, колокольчик, гроздь рябины, домик, сердечко, розы,
букетик, бутоны, солнышко, месяц, яблоко, моя буква, портрет мамы, рог
изобилия, дверные таблички, Бонифаций, часы с кукушкой. Творческая
работа.
Практические работы: Изготовление медальонов из соленого теста.
Роспись работы.
Тема: Новогодние сувениры из соленого теста. Технология
изготовление изделий: веточка с шишками, елочка, шарики на ветке.
Новогодние игрушки. Символ Нового Года. Творческая работа.
Практические работы: изготовление сувениров из соленого теста по
образцу, роспись после сушки.
Тема: Плоские сувениры, выполненные по воображению. Технология
изготовление сувениров: календарь с фруктами, календарь с овощами,
календарь-сердечко, сердце с ромашками, сердце с васильками, сердце с
петушком, сердце с лебедем, часы, кольцо с тюльпанами, кольцо с
нарциссами, кольцо с фруктами, головоломки, лев, мамонт, курица.
Применение шаблонов в работе. Творческая и коллективная работа.
Практические работы: изготовление изделий по образцу и по
иллюстрации, и по воображению. Сушка. Роспись. Декор готовой работы.
Оформление в рамку.
Тема: Подковы. Технология изготовления изделий: подкова с лилиями,
подкова с фруктами, подкова с розой, подкова с бутонами, подкова с сухими
цветами, подкова с цветами, подкова с ландышами, подкова с конем. Работа с
шаблоном. Творческая и коллективная работа
Практические работы: изготовление изделий по образцу и по
иллюстрации. Сушка. Роспись. Декор готовой работы
Тема: Объёмные лепные фигурки. Особенности изготовления
объемных фигурок в тестопластике. Технология изготовления поделок: лиса,
волк, бегемот, крокодил, черепаха, петух, рыбка, ананас, птичка, мышка,
хрюша, курочка-Гжелка, лягушка, заяц, жираф, ёжик, уточка, кошечка в
корзинке, корова, обезьяна. Творческая работа.
Практические работы: Изготовление объемных изделий из теста.
Сушка, Роспись.
Тема: Рельефы.
Рельефы в тестопластике. Материалы и
приспособления. Особенности работы. Применение пуговиц и других
оттисков. Использование сухой травы в рельефе.
Рельеф на форме.
Творческая работа.
Практические работы: украшение фигурок из теста рельефом.
Отпечатывание на поверхности различными предметами и оттисками.
Эксперименты в работе. Сушка изделия и роспись.
Тема: Украшения со специями и бисером. Технология изготовления
изделий: птички, витой венок, цветочки с перчинками, сердечко, венок с
бисером.
Особенности работы с бисером. Применение специй в
тестопластике. Творческая работа.
Практические работы: изготовление изделия по образцу. Сушка.
Роспись.
Тема: Венки. Технология изготовления изделий: венок с цветами,
сердечко, венок с бантом, птички, венок с бусинками, венок с розами, венок с
васильком, венок с яблоком, венок с яблоком и бусинками, венок с
нарциссом, венок с розой, венок с птицей, венок-подставка, именная
табличка, ажурная плетенка. Творческая и коллективная работа.
Практические работы: Изготовление изделия. Сушка. Роспись.
Тема: Рамки и решетки. Технология изготовление изделий: спираль с
цветами, решетка с цветами, подвеска, решетка-подвеска с цветами, рамка с
птичкой, клетка с птичкой, рамка с божьей коровкой, рамка с бабочкой,
рамка со змейкой, рамка с виноградом, решетка с попугаем, решетка с
подсолнухом, клетка с ящеркой, клетка с бабочками. Творческая и
коллективная работа.
Практические работы: Изготовление изделия. Сушка. Роспись.
Тема: Сложные композиции и панно. Изготовление сборных панно и
композиций. Панно: Васильковый букет, лилии, котята, зайчики- моряки,
масленица, зайкин огород, подсолнухи, весна пришла и другие.
Изготовление деталей по образцу. Творческая и коллективная работа.
Практические работы: изготовление деталей. Сушка. Роспись. Сборка
панно на клею. Оформление в рамку.
Тема: В гостях у сказки. Технология изготовление панно: «По
щучьему велению», «Баба Яга», «Колобок и заяц», «Мухомор», «Репка». И
другие панно по сказкам. Творческая и коллективная работа.
Практические работы: изготовление изделий по образцу. Сушка.
Роспись. Оформление в рамку.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год.
Ожидаемые результаты и способы их отслеживания.
Личностные
Метапредметные
результаты
Результаты
- активное включение в обобщение и
взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания.
- установка на здоровый образ жизни.
- проявление дисциплинированности.
- честность, доброжелательность,
самообладание, Коллективизм.
Коммуникативные - общаться и взаимодействовать со
УУД
сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи,
дружбы и толерантности.
Познавательные
- ориентироваться в понятиях
УУД
«здоровый образ жизни»,
характеризовать значение занятий
физкультурой.
Регулятивные
- соблюдать правила поведения и
УУД
предупреждения травматизма во время
занятий,
- оценивать правила выполнения
действий, находить ошибки и
исправлять их,
- планировать и корректировать
физическую нагрузку в зависимости от
индивидуальных особенностей,
состояния здоровья, физического
развития, физической
подготовленности,
- приобретут стойкий интерес к
занятиям художественным творчеством
Предметные
Должны знать:
- правила техники безопасности при
работе с инструментами и материалами,
необходимыми в работе
- основные приемы лепки
-название,
назначение,
правила
пользования ручными инструментами
для обработки пластичных материалов.
- как изготовить из теста предметы по
памяти и представлению
- как работать с натурой
- как переносить и воплощать свои
мысли в изделие из теста.
Предполагаемые результаты:
Должны уметь:
- определять последовательность действий при выполнении работы
-лепить конусообразные, шарообразные, овальные формы
-лепить используя «защип» и «оттягивание»
- катать колбаски
- делать лепешки, вырезать из нее стекой необходимую фигуру
-изготавливать объёмные изображения предмотов и животных,
предавая их простейшие движения
-объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов
и соотнося их между собой.
-составлять композиции из деталей
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы
Подведение итогов осуществляется проведением выставок, участие в
конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном, местном
уровнях.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение
материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок
до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей,
сказочных персонажей с последующей драматизацией.
Технологическое обеспечение программы
Прохождение программы предполагает овладение учащимися
комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом
практическую реализацию.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной
работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой
деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с
тестом, меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного
возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие
воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у младших школьников значительно
опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игрыупражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие
словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему,
интересный по содержанию, дается как перед изготовлением подделок, так
и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для
создания сложных композиций на темы литературных произведений, для
сюжетно- образной игры.
Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию
воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять
индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственноэтические задачи в образной форме. При выполнении задания перед
учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.
Программа
ориентирует
обучающихся
на
творчество,
самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов
приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для
объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения
коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в
атмосфере дружбы и доверия, открытости
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это
является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Литература:
1.
И. Гусева СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Мой мир. 2006.
2.
ПОДЕЛКИ И СУВЕНИРЫ ИЗ СОЛЕНОГО
ТЕСТА.ТКАНИ.БУМАГИ И ПРИРОДНЫX МАТЕРИАЛОВ.
3.
Москва. Мой мир. 2006.
4.
И.А. Лыкова ЛЕПИМ С МАМОЙ.
5.
М.О. Синеглазова УДИВИТЕЛЬНОЕ СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва.
Издательский Дом МСП. 2006.
6.
И. Хананова СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. 2007.
7.
Г. Чаянова СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.
8. К. Силаева. И. Михайлова. Соленое тесто. Большая книга поделок. М.:
Изд-во Эксмо, 2004
Приложение №1
Методическое пособие
«Игры и эксперименты
с соленым тестом
на занятиях по
тестопластике»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Сафарова Юлия Александровна
Игры с соленым тестом.
Игра «Ямки» Материалы: Тесто (фасоль, горох,
камушки, поднос, карандаш.
Описание игры: Предложите ребенку размять в руках
кусок мягкого теста, затем положить его на поднос и
сделать в нем «ямки», надавливая прямым указательным
пальцем. Таким же образом можно действовать
несколькими пальцами (2—3) или всеми пальцами
одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся
ямки предложите малышу положить изюминки, фасолины,
горошины, камушки.
Игра
«Спрячь
шарик»
Материалы: Тесто,
пластмассовые или стеклянные шарики (желательно с
гладкой поверхностью, чтобы тесто не прилипало к ним).
Описание игры: перед началом подготовьте мягкое
тесто. Его можно подкрасить, добавив во время
замешивания пищевую краску. Предложите ребенку размять
кусочек теста. Покажите ему яркие шарики и попросите
сначала спрятать их в тесто, а затем найти. Повторите игру
несколько раз.
Игра «Кормим курочку» Материалы: Соленое
цветное тесто, стеки, тарелочка.
Описание игры: предлагаем ребенку покормить
курочку (мышку или другую игрушку), отщипываем двумя
пальцами маленькие кусочки от большого куска теста.
Кусочки скатываем в шарики, кладем на тарелочку.
Предлагаем курочке полакомиться угощением. Если кусочек
слишком большой, курочка может «пожаловаться», что он
не помещается в клювик и попросить отщипнуть поменьше.
Игра «Оладушки» Материалы: цветное соленое тесто,
стека, тарелочка.
Описание игры: стряпаем оладушки для кукол.
Катаем колбаски из теста. Режем колбаски на кусочки. Из
каждого кусочка катаем шарик. Далее предлагаем ребенку
сплющить шарик ладошкой – получилась оладушка!
Перекладываем оладушку на тарелочку. Чем не оладушки
для кукол? Или блинчики – смотря на сколько сильно
удалось сплющить.
Игра «Украшаем печенье» Материалы: цветное
соленое тесто, стека, тарелочка. Для украшений: бусинки,
горох, бобы, семечки и т.п.
Описание игры: катаем колбаски из теста. Режем
колбаски на кусочки. Из каждого кусочка формируем
печенье различной формы: круг, овал, квадрат и т.п.,
пользуемся стекой. Далее украшаем печенье: вдавливаем в
тесто мелкие предметы. Подойдет фасоль, горох, макароны
и др. Выбираем что-нибудь, что не представляет большой
опасности при проглатывании. После украшения печенье
перекладываем на тарелочку. Сушим. Можно кормить
кукол!
Игра со скалкой и формочками. Материалы: цветное
соленое тесто, стеки, формочки для игры в песочнице,
скалка.
Описание игры: раскатываем кусок теста скалкой.
Стараемся чтобы слой был примерно 1 см. Выдавливаем
формы формочками для игры в песочнице. Получаются
различные фигурки, которыми потом можно играть. Можно
использовать неокрашенное тесто, тогда после сушки дети с
удовольствием раскрасят фигурки сами!
Игра «Отпечатки». Материалы: цветное соленое
тесто, стеки, предметы, с помощью которых можно делать
отпечатки (большие пуговицы, колпачки от фломастеров и
ручек, кружево, грубая ткань, мятая фольга, ракушки,
листья и др).
Описание игры: сформировать из теста любую плоскую
фигуру или раскатать тесто скалкой. А дальше начинается
самое интересное: используя различные предметы,
отпечатываем их на тесте. Смотрим. Сравниваем отпечатки,
если давить сильно и слабо. Как сохраняется рисунок если
давить по-разному? Обратите внимание малыша на то, что
разные предметы оставляют разные отпечатки, а
одинаковые – одни и те же. Поиграйте, предлагая угадать,
чем оставлен тот или иной отпечаток. Даем ребенку свободу
творчества – пусть сделает поделку по собственному
желанию и украсит ее отпечатками.
Игра «Трубочки и колечки»Материалы: цветное
соленое тесто, трубочки для коктейля, колечки кукурузные,
спагетти, макароны крупные.
Описание игры: отщипываем тесто. Делаем шарик
размером с детский кулачок. Начинаем играть: вставляем в
тесто трубочку. Затем на трубочку одеваем кукурузные
колечки. Развиваем мелкую моторику! Вставляем в тесто
спагетти. Нанизываем на спагетти макароны. Изделия по
окончании занятия – ёжик. Иголки у ёжика – это спагетти.
Игра «Облепи предмет»Материалы: цветное соленое
тесто, предмет для облепливания (капсула от шоколадного
яйца, кубик, коробок и тп.)
Описание игры: отщипываем тесто и понемногу
облепливаем предмет. Стараемся растягивать тесто
равномерно, не пропуская места. После того как облепили
предмет, фантазируем – на что он похож и в какое существо,
животное можно его превратить, используя тесто.
Игра «Короче и длинее» Материалы: цветное соленое
Прикрепляем на воду недостающие детали игрушки.
тесто, стеки, рисунки змеек различной длины.
Например: из капсулы от шоколадного яйца можно сделать
Описание игры: отщипываем тесто. Катаем колбаску.
птенца.
Укладываем колбаску по длине змейки. Колбаска должна
подходить по размеру. Больше нельзя – тесто закроет голову
и змея не увидит куда ей ползти. Колбаска должна
подходить не только по длине змеи, но и по толщине.
Объясняем ребенку значение слов больше и меньше, размер,
длина. Голову делаем из шарика, не забываем сделать
глазки стекой.
Эксперименты с соленым тестом
Эксперимент «Слои теста» Материалы: цветное
соленое тесто, скалка, вода, трубочка.
Описание эксперимента: Попатаемся сделать изделие
состоящее из двух цветов. Для этого возьмем два куска
цветного теста. Раскатаем их скалкой и смажем их водой.
Наложим слои друг на друга. Слегка придавим чтоб они
склились , но не перемешались. А теперь тесто стало
двухслойное!
Можно
экспериментировать.
Сделать
сладости или другие изделия. Фантазируем смелее!
Эксперимент «Смешиваем цвета» Материалы:
цветное соленое тесто.
Описание эксперимента: пробуем создавать новые
цвета соленого теста, путем смешивания исходных цветов.
Детам предлагается из трех цветов теста ( синий, крсный и
желтый) сделать еще три цвета: оранжевый, зеленый и
феолетовый. Экспериментируем! Для начала даем исходные
цвета, например красный и желтый. Смешиваем. Смотрим,
какой цвет получился? Дети должны называть цвета. После
того как создали шесть цветов, даем детям возможность
поэкспериментировать самостоятельно! Пусть смешивают
любые цвета.
Эксперимент «Рисование жидким соленым тестом»
Материалы: жидкое цветное соленое тесто (по особому
рецепту), одноразовая тарелочка, ложечка, зубочистки.
Описание эксперимента:
Рецепт жидкого теста (пропорции):
2 столовых ложки пшеничной муки;
1 столовая ложка мелкой соли;
холодная кипячёная вода;
1 чайная ложка клея ПВА.
Все
перемешать
до
консистенции
жидкой
сметаны. Затем тесто нужно разлить по стаканчикам и
добавить в каждый стаканчик пол чайной ложки гуаши
нужного для картины цвета. Чайной ложкой нужно налить
тесто разных оттенков на плотную основу (картон, оргалит)
для создания фона. Стекой или палочкой прорисовывают
(процарапывают) на фоне замысловатые разводы (узоры);
чайной ложкой наносят капельки жидкого теста другого
цвета; стекой превращают эти капли в разные формы,
вытягивая их в разных направлениях для получения
определенной конфигурации (цветка, рыбки, бабочки и т.д.).
Для создания цветных эффектов на фигуры наносят цветные
капли и стекой соединяют их в причудливые узоры.
Работу, нарисованную жидким цветным соленым
тестом, можно высушить в любом сухом помещении, при
комнатной температуре в течение суток.
Очень удачно можно использовать способ рисования
цветным соленым тестом в изотерапии. Данная технология
позволяет
применять
упражнения
на
снятие
психоэмоционального напряжения у детей, поднятия
настроения, установки на дальнейшую творческую работу.