Кружевоплетение

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
/__________________
« ___» _____________ 20___ г.

Лист изменений в программе на 2022-2023 уч. г.
№
1
2
3
4
5

Разделы программы

Внесенные изменения

6
7

Все изменения программы рассмотрены и одобрены на заседании
педагогического(методического) совета «___» __202_ г., протокол
№___.

3

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы – "Кружевоплетение".
Тип программы – модифицированная.
Образовательная область – декоративно – прикладное искусство.
Реализуется – с 1984 года, в новой редакции с 2022 года
Возрастной диапазон - 7-17 лет.
Продолжительность освоения – 4 года.
Уровень освоения:
1 год обучения – общекультурный;
2-3 год обучения - углубленный;
4 год обучения – профессионально ориентированный.
Цель:

развитие социализация
кружевоплетения.

личности

обучающихся

средствами искусства

Задачи:
Обучающие:
обучить технологии выполнения Вологодского, Елецкого, Кировского кружева;
научить разрабатывать несложные композиции кружева;
Развивающие:
развивать интерес к искусству кружевоплетения, его традициям и наследию;
развивать трудовые навыки необходимые для плетения кружев.
Воспитывающие:
формировать личностные качества (честность, доброжелательность, настойчивость,
трудолюбие, аккуратность, общительность, уверенность в себе);
формировать вкус, умение понимать и ценить произведения народного искусства;
воспитывать у обучающихся любовь и уважение к труду человека.
Содержание:
сцепное кружево;
Вологодское кружево;
Елецкое кружево;
Кировское кружево.
Уровень предполагаемого конечного результата: - общекультурный;
- углублённый;

4

ВВЕДЕНИЕ
Кружевоплетение один из самых распространенных видов женского рукоделия,
восходящий своими корнями к далекому прошлому. Золотые и цветные кружева
украшали одежду, праздничные полотенца, приданое невесты и другие изделия.
Выразительный орнаментальный узор кружева, плавное перетекание форм узоров
вырабатывались руками народных мастериц и переходили от поколения к поколению.
Искусством кружевоплетения издавна славились Вологда, Елец, Киров, Балахна,
Кириши и др. Каждый традиционный центр русского кружевоплетения отличается
ярко выраженными художественно-стилистическими чертами, зависящими от
исторических, культурных, географических, природных и экономических
особенностей региона. Неограниченные декоративные возможности, эстетическая
значимость, самоценность кружева оправдывали трудоемкость его изготовления.
Интерес к кружеву возрождается с новой силой, в настоящее время его воспринимают
не просто как народное творчество, а как элемент моды. Предложения дизайнеров на
первые сезоны нового тысячелетия гармонично сочетают впечатляющие технические
возможности с традициями народных ремесел, заимствованных со всех континентов.
Сегодня мода – лаборатория мастеров дизайна. В едином ключе,
параллельными потоками, под воздействием одних и тех же идей развиваются сейчас
одежда, предметный мир и интерьер. Входят в жизнь новые материалы, новые
технологии, на глазах серьезно меняется система ценностей, образ жизни людей.
Кружево вновь имеет шанс привлечь внимание моды, стать актуальным и иметь
настоящий успех, как оно имеет успех в коллекциях отдельных наших модельеров
(например, Славы Зайцева, Татьяны Романюк). Однако не в том виде, как оно сейчас
существует. Чтобы органично войти в современный ансамбль, в дизайн XXI века,
кружево должно соответствовать модели по стилю, образу, фактуре, степени
комфортности. Новые образы далеки от торжественности и пышности, обычно
ассоциирующихся с кружевом. В то же время возможности кружева вполне
соответствуют современной эстетике, как соответствовали эстетике барокко или
модерна. Менять нужно, прежде всего, образную сторону. Это определит
необходимые изменения в технической части.

5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время целый ряд неблагоприятных факторов влияет на здоровье
ребенка: сложная неопределенная общественно-экономическая обстановка в стране;
нервные и физические перегрузки, связанные с овладением все усложняющихся
школьных программ; ухудшающаяся экология, стрессы бытового порядка; - все это
негативным образом проецируется на формирование личности ребенка. В связи с
этим проявляется огромный интерес к проблемам трудового и нравственного
воспитания и духовного развития личности. В современных условиях появляются
тенденции к повышению уровня воспитания подростков с целью – воспитать
человека – творца, богатого духовными интересами и запросами, способного к
творческому труду в любом виде деятельности. Выполняя произведения народного
искусства, дети становятся нравственно чище, благороднее. Воспитание на таком
материале способствует обострению у них внимания к духовной культуре своего
народа, интереса и уважения к его прошлому, что открывает большие возможности
развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением,
способного понимать и ценить то, что создано трудом людей. Основой же творческой
активности считается преемственность системы приемов и форм, отточенных
многими поколениями и передающихся от старшего к младшему. Большое значение
при этом имеет сочетание творческого и исполнительного мастерства, когда наиболее
активно проявляются личностные, индивидуальные качества. Даже ради этого
следует делать все возможное для сохранения и развития традиционных ремесел,
например таких как кружевоплетение на коклюшках.
Актуальность программы «Кружевоплетение» заключается в том, что она
направлена на решение перечисленных проблем.
Отличительные особенности программы «Кружевоплетение»:
- программа изучает традиции и секреты изготовления кружев четырех традиционных
центров Вологды, Ельца, Кирова, Рязани;
- программа позволяет выполнять разнообразный ассортимент кружевных изделий в
сцепной технике плетения: бытовые предметы (салфетки, дорожки); предметы
одежды (жилеты, топики, воротники); предметы туалета (галстуки, перчатки,
косынки), декоративные панно различной тематики (знаки зодиака, животные, птицы,
бабочки, цветы, сердца) из цветных нитей (такое празднично-приподнятое, красочное
кружево «звучит» по-новому, вписывается в современный ритм жизни, придавая
особый изыск, красоту и гармонию);
- содержание, методика и формы проведения занятий дают возможность получить
допрофессиональную подготовку и обучать по данной программе детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Основополагающая цель программы – развитие, социализация личности
обучающихся средствами искусства кружевоплетения.
Задачи:
Обучающие:
- обучить технологии выполнения Вологодского, Елецкого, Кировского кружева;
- научить разрабатывать несложные композиции кружева.
Развивающие:
- развивать интерес к искусству кружевоплетения, его традициям и наследию;
- развивать трудовые навыки необходимые для плетения кружев.

6

Воспитывающие:
- формировать личностные качества (честность, доброжелательность, настойчивость,
трудолюбие, аккуратность, общительность, уверенность в себе);
- формировать вкус, умение понимать и ценить произведения народного искусства;
- воспитывать у обучающихся любовь и уважение к труду человека.
Настоящая программа рассчитана на 4 года обучения, но желающие могут
продолжить обучение на более длительные сроки для совершенствования своего
мастерства (до 6 лет при индивидуальном подходе). На первом году обучения занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю), на втором, третьем и
четвертом годах обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (4 часов в неделю) – по 144 часа
в год. Возраст детей 7-17 лет, количество детей в группе не более 12 человек, что дает
возможность индивидуально работать с каждым воспитанником.
Программа «Кружевоплетение» объединяет теоретический, практический и
контрольно-итоговый материал.
Теоретический:
- основные центры кружевоплетения;
- сцепная и парная техника плетения;
- история развития кружевного промысла;
- основы цветоведения, композиции;
- орнамент кружева XVII-XIX века;
- орнамент современного кружева;
- основные элементы кружева;
- история развития Вологодского, Елецкого, Кировского кружева.
Практический:
- развитие умений и навыков в области кружевоплетения;
- изучение основных элементов кружева;
- освоение техники плетения сцепного и многопарного кружева;
-освоение технологии плетения Вологодского, Кировского, Елецкого кружева.
Плетение кружев на коклюшках кропотливый, малоподвижный вид рукоделия.
Большая часть времени отводится практической работе, что приводит к утомлению,
снижению работоспособности, поэтому необходимо использование во время занятия
комплекса упражнений для снятия утомления, гимнастики для глаз, коррекции осанки
и др.
Контрольно-итоговый материал позволяет объективно и дифференцированно
оценить результаты учебной деятельности воспитанников. Формы педагогического
контроля:
- стандартизированное наблюдение (стандартизированное наблюдение отличается от
других тем, что у наблюдателя есть зарегистрированные критерии поведения
субъекта (шкала, протокол), результат наблюдения периодически регистрируется);
- выставки;
- устный опрос, тесты, игры, контрольные задания.
Образовательный процесс в объединении «Кружевница» строится на основе
уровневого подхода к изучению материала и потребностей обучающихся: от
общекультурного уровня (первый год), через углубленный (2-3 года) к
профессионально ориентированному (4 год). Каждый уровень – это своеобразный
этап освоения воспитанниками теоретического и практического материала.
Первый уровень общекультурный (1 год обучения) «Первые шаги».
Основа его - познавательская деятельность. Обучающиеся приобретают знания,

7

умения, навыки по кружевоплетению, изучают основные элементы кружева,
сцепную и многопарную техники плетения. Обучение на данном этапе
репродуктивное, оно связано с наименьшей степенью самостоятельности
обучающихся, где педагог демонстрирует действия, а воспитанники повторяют,
воспроизводят, запоминают.
Второй уровень углубленный (2, 3 год обучения) «Путь к мастерству». В
основе его - практическая деятельность. На этом этапе обучающиеся закрепляют и
совершенствуют приобретенные навыки и умения, расширяют знания о
кружевоплетении, изучают технологию изготовления Вологодского, Кировского,
Елецкого кружева. Уровень обучения – продуктивный, обучающиеся выполняют
задания, проявляя большую самостоятельность.
Третий уровень профессионально-ориентированный (4 год обучения)
«Творческий поиск». Основа его - консультирование и помощь. На этом этапе
обучения работа направлена на самостоятельность, инициативу, творчество, изучение
основ построения композиции кружевных узоров, составление творческой
композиции кружева с последующим его выполнением. Уровень обучения –
свободное
творчество.
Занимаясь
составлением
творческой композиции,
обучающиеся ориентируются на народные традиции, пользуются материалами
Российского конкурса «Перезвон», просматривают журналы мод, дополняют одежду
кружевными элементами, учатся находить свой индивидуальный стиль. Занятия
искусством кружевоплетения способствует профессиональному самоопределению
или может остаться просто увлечением, любимым занятием в свободное время.
Для реализации обучающих задач по цветоведению и конструированию
предусматриваются бинарные занятия с приглашением педагога по изобразительному
искусству. Диагностика творческих способностей осуществляется с помощью теста
Торенса, создание благоприятного социально-психологического климата в детском
коллективе при помощи тренинговых занятий с приглашением психолога Дома
творчества.
Реализация развивающих задач (развитие личности воспитанника, его духовная
направленность) обеспечивается содержанием программы, которая:
- позволяет организовать творческую трудовую деятельность учащихся, что служит
хорошим средством адаптации в обществе;
- позволяет воспитанникам узнать историю развития искусства кружевоплетения;
- изучает технологию выполнения Вологодского, Елецкого, Кировского кружева.
Реализация воспитательных задач осуществляется во время образовательного
процесса и при проведении различных культурно-массовых мероприятий.
Воспитательные задачи:
- помочь адаптироваться в новом коллективе;
- создать условия комфортной среды на занятиях;
- приобщить к традициям коллектива;
- формировать личностные качества (честность, доброжелательность, настойчивость,
трудолюбие, аккуратность, общительность, уверенность в себе).
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация образовательного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, товарищества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования;
Основные воспитательные мероприятия:
- праздник для новичков «Посвящение в кружевницы»;

8

- праздник для выпускников «Звёздный огонек»;
- викторина «Мой Пермский край»;
- проведение игровой программы «Бабушкин сундук»;
- турнир знатоков народного творчества «Золотая старина: традиции, ремесла,
мастера»;
- викторина «Знаешь ли ты народные промыслы?»;
- посещение выставок городского и областного значения, экскурсии в музей,
выставочный зал;
- участие в фестивалях городского и областного значения;
Работа с родителями обучающихся:
- создание генеалогического древа;
- совместное проведение праздников в коллективе, выходы в музей;
- родительские собрания;
- приглашение родителей на тематические и отчетные выставки;
- помощь, поддержка и контроль обучающихся со стороны родителей;
- награждение активных родителей.
Программа «Кружевоплетение» реализуется с 1984 года, в процессе работы
ежегодно обновляется.
В процессе педагогической деятельности программа
усложнялась, совершенствовалась, обогащалась новым содержанием, методами
обучения, новыми формами педагогического контроля, диагностикой. Программа
является вариативной, т.к. допускает некоторые изменения в содержании тем,
количестве часов на изучение отдельных разделов в зависимости от уровня
подготовленности, психофизических и индивидуальных особенностей детей, при
этом логика освоения курса не нарушается. Содержание программы построено на
основе интеграции общеобразовательных дисциплин: черчения, изо, технологии,
геометрии, краеведения и др. Программа составлена таким образом, чтобы
обучающиеся смогли овладеть комплексом знаний по цветоведению, композиции,
орнаменту, а также освоить технику плетения сцепного и многопарного кружева.
Ожидаемые результаты освоения программы «Кружевоплетение»
Личностные:
 Формирование познавательных интересов и активности;
 Формирование ответственного отношения к обучению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
 Воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
 Формирование уважительного отношения к труду;
 Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками;
 Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России, творческой деятельности эстетического характера;
 Формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся.
Метапредметные:
 Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и
формулировка для себя новых задач в познавательной деятельности;
 Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию изделий;
 Планирование и регуляция своей деятельности;
 Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом
и сверстниками;

9

 Оценивание
правильности выполнения
обучающей
задачи,
собственных возможностей ее решения; диагностика результатов деятельности
по принятым критериям и показателям (Приложение 1,2);
 Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности;
 Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе
требованиям и принципам.
Предметные:
 Рациональное использование учебной и дополнительной информации;
 Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской
деятельности;
 Распознавание
видов,
назначения
материалов,
инструментов
и
приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении
кружевоплетения;
 Овладение средствами и формами графического отображения объектов
методами чтения технологической и инструктивной информации;
 Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач;
 Овладение способами плетения, формами деятельности, соответствующими
культуре труда.
 Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда;
 Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,
денежных средств, труда.
 Овладение методами эстетического оформления изделий;
 Рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований
эргономики;
 Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно прикладного творчества;
 Стремление внести красоту в домашний быт.
Занятия объединения «Кружевоплетение» направлены на изучение технологии
ручного кружевоплетения. Но главное - научить современных подростков видеть за
кропотливой и монотонной работой всю уникальность и красоту этого вида
искусства. Необычность изделий пробуждает у девочек интерес к плетению в данной
технике, развивает мелкую моторику рук, зрительную память, воспитывает
аккуратность и усидчивость.
Кружевоплетение - это всегда стильно и модно. Мудрым и талантливым рукам
не может быть конкурента.
Результатом каждого учебного года является итоговая выставка работ
детских объединений Дома творчества, где представляются лучшие изделия
воспитанников.
Дипломы за 1 места в конкурсах АРТ-ТАЛАНТ 2022 - «Мамин день-8 марта»,
«Собака - верный друг», «Кошачьи тайны», «Удивительные птицы планеты»,
«Великий май Великой Победы».

10

Программа I года обучения.
«Первые шаги»
Цель: - формирование устойчивого интереса к плетению кружев на коклюшках.
Задачи:
Обучающие:
- обучение приемам плетения основных элементов кружева;
- обучение технике плетения сцепного кружева;
- знакомство с узором, орнаментом и его видами;
- знакомство с композицией и ее видами;
Развивающие:
- развитие памяти, внимания;
- развитие моторики мелких мышц кистей рук;
- развитие умения работать с технологическими таблицами;
- выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
- формирование коммуникативной культуры – внимания, уважения к другим;
- формирование бережного отношения к изделиям народного творчества.
Учебно-тематический план I года обучения.
№

Тема

1

Вводное занятие. Инструменты, оборудование и
приспособления для плетения кружев.
Основные элементы кружева.
Выполнение плетешка.
Выполнение полотнянки.
Выполнение сетки.
Выполнение насновок.
Изучение сцепной техники плетения. Выполнение
вилюшки.
Подготовка инструментов и материалов к плетению
вилюшки.
Освоение техники плетения вилюшки.
Выполнение зашивки.
Выполнение декоративного панно на основе
изученных приёмов плетения.
Подготовка инструментов и материалов к плетению
узора.
Плетение основного узора кружевного изделия
Плетение плетешковой решетки
Выполнение зашивки.
Оформление узора в завершенную композицию.
Выполнение декоративного панно по заданному
образцу.
Подготовка инструментов и материалов к плетению
узора.

2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5
5.1

Количество часов
всего теорет. практ.
3
1,5
1,5
24
3
9
2
10
18

2

1
2

22
3
8
2
9
16

2

-

2

14
2
47

1
1
2

13
1
45

3

-

3

34
4
3
3
45

1
0,5
0,5
2

33
4
2,5
2,5
43

3

-

3

1

11

5.2
5.3
5.4
6
7

Плетение основного узора.
Выполнение зашивки.
Оформление узора в завершенную композицию.
Экскурсии
Итоговое занятие.
ИТОГО:

39
3
3
1
2
140

1
0,5
0,5
1
10,5

38
2,5
2,5
2
129,5

Содержание.
Тема №1. Вводное занятие. Инструменты, оборудование и приспособления для
плетения кружева. Знакомство учащихся с программой. Демонстрация образцов
изделий, выполненных учащимися I года обучения. Знакомство с народными
художественными промыслами, расположенными на территории России, Пермского
края. Инструменты, оборудование и приспособления, используемые при плетении
кружева, назначение каждого. Изучение правил безопасности труда и личной
гигиены. Подготовка сколков для плетения основных элементов кружева. Подготовка
оборудования к плетению кружев.
Тема №2. Основные элементы кружева. Знакомство с основными элементами
кружева.
Тема №2.1. Выполнение плетешка. Демонстрация образцов. Общие сведения о
плетешке. Технология изготовления плетешка. Правила и приемы навивки ниток на
коклюшки, приемы закрепления ниток на коклюшки. Навивка ниток на коклюшки.
Практическая работа:
- навивка ниток на 2 пары коклюшек;
- закрепление сколка на валик;
- выполнение заплета;
- освоение приёмов перевить, сплести;
- отработка плетения плетешка (перевить, сплести).
Тема №2.2. Выполнение полотнянки. Общие сведения о применении полотнянки.
Демонстрация полотнянки. Технология выполнения полотнянки.
Практическая работа:
- навивка ниток на коклюшки;
- сколка на валик;
- выполнение заплета;
- освоение технологии плетения полотнянки;
- отработка технологии плетения полотнянки;
- плетение полотнянки 2-х видов.
Тема №2.3. Выполнение сетки. Общие сведения о применении сетки. Демонстрация
образца. Технология выполнения сетки.
Практическая работа:
- навивка ниток на коклюшки;
- закрепление сколка на валик;
- выполнение заплета;
- освоение технологии плетения сетки;
- отработка технологии плетения сетки.
Тема №2.4. Выполнение насновок. Общие сведения о применении насновок.
Демонстрация образцов. Технология выполнения насновки.
Практическая работа:
- навивка ниток на коклюшки;
- закрепление сколка на валик;

12

- выполнение заплета;
- освоение технологии плетения насновки;
- отработка технологии плетения насновки.
Тема №3. Изучение сцепной техники плетения. Выполнение вилюшки. Вилюшка
- элемент сцепной техники плетения. Демонстрация образцов. Сцепное кружево, его
назначение. Технология выполнения вилюшки. Знакомство с видами скани и ее
назначение в кружевных изделиях.
Практическая работа:
Тема №3.1. Подготовка инструментов и материалов к плетению вилюшки.
- навивка ниток на коклюшки;
- закрепление сколка на валик;
- выполнение заплета изделия.
Тема №3.2. Освоение технологии плетения вилюшки.
- плетение по рисунку;
- освоение закидок, сцепок.
Тема №3.3. Выполнение зашивки.
- подготовка пар коклюшек к зашивке;
- плетение по рисунку;
- выполнение восьмерок, сцепок;
- вытягивание нитей;
- снятие изделия с валика;
- зашивка концов нитей.
Тема №4. Выполнение декоративного панно на основе изученных приемов
плетения. Знакомство с пермским звериным стилем. История развития кружевного
промысла. Примерный перечень изделий на выбор: мышка, голубь, бабочка. Подбор
гармоничных сочетаний нитей.
Практическая работа:
Тема №4.1. Подготовка инструментов и материалов к плетению узора.
- навивка ниток на коклюшки;
- закрепление сколка на валик;
- выполнение заплета изделия.
Тема №4.2. Плетение основного узора.
- плетение основного узора без искажения рисунка;
- выполнение сцепок и закидок по рисунку;
- выполнение плетешковых заполнений;
Тема №4.3. Выполнение зашивки.
- подготовка пар коклюшек к зашивке;
- плетение по рисунку;
- выполнение восьмерок, сцепок;
- вытягивание нитей;
- снятие изделия с валика;
- зашивка концов нитей.
Тема №4.4. Оформление узора в завершенную композицию.
Основы композиции (композиционный центр, ритм, равновесие).
- подбор фона по цвету и размеру;
- закрепление изделия на основу;
- оформление рамки.
Тема №5. Выполнение декоративного панно по заданному образцу.
Примерный перечень изделий на выбор: лебедь, олень, лошадка. Подбор
гармоничных сочетаний нитей.

13

Практическая работа:
Тема №5.1. Подготовка инструментов и материалов к плетению узора.
- навивка ниток на коклюшки;
- закрепление сколка на валик;
- выполнение заплета изделия.
Тема №5.2. Плетение основного узора.
- плетение основного узора без искажения рисунка;
- выполнение сцепок и закидок;
- выполнение плетешковых заполнений;
Тема №5.3. Выполнение зашивки.
- подготовка пар коклюшек к зашивке;
- плетение по рисунку;
- выполнение восьмерок, сцепок;
- вытягивание нитей;
- снятие изделия с валика;
- зашивка концов нитей.
Тема №5.4. Оформление узора в завершенную композицию.
- подбор фона по цвету и размеру;
- закрепление изделия на основу;
- оформление рамки.
Тема №6. Экскурсии.
Тема №7. Итоговое занятие. Игра "Путешествие в Кружевград" (контроль знаний,
умений, навыков).
Прогнозируемый результат.
По окончанию I года обучения воспитанники должны:
Знать:
- правила техники безопасности труда и личной гигиены;
- инструменты и приспособления, используемые при плетении кружева;
- основные элементы кружева;
- приёмы плетения кружева;
- отличие узора от орнамента;
- основы цветоведения;
- историю развития кружевоплетения.
Уметь:
- пользоваться инструментами для плетения кружевных изделий;
- наматывать нити на коклюшки, делать закрепочную петлю;
- владеть сцепной техникой плетения.
Сплести изделия:
- два декоративных панно.
Программа II года обучения.
«Путь к мастерству».
Цель: - создание условий для совершенствования навыков плетения при выполнении
пужного и вологодского кружева.
Задачи:
Обучающие:
- обучение технологии изготовления вологодского кружева;
- расширение представления об использовании кружева в интерьере.
Развивающие:

14

- развитие умения находить оптимальное решение при переходе от одной операции
к другой;
- развитие стремления к совершенствованию собственных знаний, умений, навыков в
области кружевоплетения.
Воспитательные:
- привитие интереса к искусству кружевоплетения;
- воспитание уважения к народным традициям.
Учебно-тематический план II года обучения
№
1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
4

Тема
Вводное занятие.
Выполнение вологодского кружева по заданной
теме.
Подготовка инструментов и материалов к плетению
изделия.
Выполнение растительных мотивов.
Выполнение зашивки.
Выполнение вологодского кружева по
выбранному образцу.
Подготовка инструментов и материалов к плетению
изделия.
Выполнение кружевного узора.
Выполнение зашивки.
Итоговое занятие
ИТОГО:

Количество часов
Всего Теорет. Практ.
3
1
2
69
2
67
3

1

2

66
3
69

1
2

62
3
67

3

1

2

66
3
3
144

1
3
9

62
3
135

Содержание.
Тема №1. Вводное занятие. Знакомство обучающихся с программой. Демонстрация
изделий выполненных воспитанниками II года обучения. Повторение правил техники
безопасности труда и личной гигиены. Подготовка оборудования к плетению кружев.
Тема №2. Выполнение вологодского кружева по заданной теме. Знакомство с
историей развития вологодского кружева.
Практическая работа:
Тема №2.1. Подготовка инструментов и материалов к плетению изделия.
- навивка ниток на коклюшки;
- закрепление сколка на валик;
- выполнение заплета изделия.
Тема №2.2. Выполнение растительных мотивов.
- плетение мотива баз искажения рисунка;
- выполнение плетешковых заполнений;
- выполнение сцепок, закидок в растительных мотивах;
- заполнение растительных мотивов насновками.
Тема №2.3 Выполнение зашивки.
- подготовка пар коклюшек к зашивке;
- плетение по рисунку;
- выполнение восьмерок, сцепок;
- вытягивание нитей;
- снятие изделия с валика;

15

- зашивка концов нитей.
Тема №3. Выполнение вологодского кружева по выбранному образцу.
Кружево в дизайне интерьера. Просмотр иллюстративного материала. Обсуждение,
анализ, выбор изделия (примерный перечень изделий: панно, салфетка, дорожка).
Практическая работа:
Тема №3.1. Подготовка инструментов и материалов к плетению изделия.
- навивка ниток на коклюшки;
- закрепление сколка на валик;
- выполнение заплета изделия.
Тема №3.2. Выполнение кружевного узора.
- плетение узор баз искажения рисунка;
- выполнение плетешковых заполнений;
- выполнение сцепок, закидок в узоре;
- заполнение насновок.
Тема №3.3 Выполнение зашивки.
- подготовка пар коклюшек к зашивке;
- плетение по рисунку;
- выполнение восьмерок, сцепок;
- вытягивание нитей;
- снятие изделия с валика;
- зашивка концов нитей.
Тема №4. Итоговое занятие. Творческая игра «В гости к Дарье-кружевнице»
(контроль знаний, умений, навыков).
Прогнозируемый результат
По окончанию II года обучения дети должны
Знать:
- основные центры кружевоплетения;
- отличительные особенности плетения сцепного и парного кружева;
- историю развития вологодского кружева.
Уметь:
- владеть технологией плетения вологодского кружева;
- самостоятельно выполнять заплет;
- самостоятельно выполнять зашивку на изделии;
Сплести изделия:
- два изделия вологодского кружева.
Программа III года обучения.
«Путь к мастерству».
Цель: - создание условий для совершенствования навыков плетения при выполнении
изделий елецкого и кировского кружева.
Задачи:
Обучающие:
- обучение технологии изготовления Елецкого и Кировского кружева;
- знакомство с орнаментом и историей развития елецкого и кировского кружева;
- расширение представлений обучающихся о моде на кружево.
Развивающие:
- развитие умения выполнять елецкий цветок, острые углы;

16

развитие
стремления
к совершенствованию собственных знаний,
умений и навыков в области кружевоплетения.
Воспитательные:
- развитие способности реализовывать себя в деятельности.
Учебно-тематический план III года обучения
№

Тема

1
2
3

Вводное занятие.
Изучение технологии выполнения фестонов.
Выполнение елецкого кружева по выбранному
образцу.
Подготовка инструментов и материалов к плетению
изделия.
Выполнение елецких цветов и растительных мотивов.
Выполнение фоновой решетки.
Выполнение зашивки.
Выполнение вилюшки с острыми углами.
Выполнение Кировского кружева по выбранному
образцу.
Подготовка инструментов и материалов к плетению
изделия.
Выполнение растительных мотивов.
Выполнение фоновой решетки.
Выполнение зашивки.
Итоговое занятие
ИТОГО:

3.1
3.2
3.3
3.4
4
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6

Количество часов
Всего Теорет. Практ.
3
1
2
3
0,5
2,5
66
3
63
3

-

3

45
15
3
9
60

2
1
1
4

43
14
3
8
56

3

-

3

38
16
3
3
144

3
1
3
12

35
15
3
132

Содержание.
Тема №1. Вводное занятие. Знакомство обучающихся с программой. Демонстрация
изделий, выполненных кружковцами III года обучения. Повторение правила техники
безопасности. Подготовка валика к плетению кружев.
Тема №2. Изучение технологии выполнения фестонов. Знакомство с орнаментом
елецкого кружева. Знакомство с технологией выполнения фестонов.
Практическая работа:
- подготовка инструментов и материалов к плетению;
- навивка ниток на коклюшки;
- закрепление сколка на валик;
- выполнение заплета;
- плетение полотнянки первого вида по рисунку;
- выполнение перехода скани в ходовую;
Тема №3. Выполнение елецкого кружева по выбранному образцу. Знакомство с
историей развития елецкого кружева. Возрождение моды на кружево. Направление
моды на текущий год. Дизайн одежды элементами кружева. Просмотр журналов мод.
Выбор изделия (примерный перечень изделий: воротник, топик, галстук,
декоративная отделка).
Практическая работа:
Тема №3.1. Подготовка инструментов и материалов к плетению изделия.
- навивка ниток на коклюшки;

17

- закрепление сколка на валик;
- выполнение заплета изделия.
Тема №3.2. Выполнение елецких цветов и растительных мотивов.
- плетение елецкого цветка;
- плетение насновок в цветке;
- плетение растительных мотивов без искажения рисунка;
- выполнение в растительных мотивах сцепок и закидок;
- выполнение плетешковых заполнений.
Тема №3.3. Выполнение фоновой решетки.
- выполнение в фоновой решётке плетешков, насновок, паучков.
Тема №3.4. Выполнение зашивки.
- подготовка пар коклюшек к зашивке;
- плетение по рисунку;
- выполнение восьмерок, сцепок;
- вытягивание нитей;
- снятие изделия с валика;
- зашивка концов нитей.
Тема №4. Выполнение вилюшки с острыми углами. Знакомство с орнаментом
кировского кружева. Демонстрация образцов. Ознакомление с приёмами плетения
вилюшки с острыми углами.
Практическая работа:
- навивка ниток на коклюшки;
- подготовка сколка к плетению;
- выполнение заплёта вилюшки с острыми углами;
- изучение технологии выполнения острых углов;
- плетение вилюшки по рисунку, выполняя сцепки;
- выполнение на закидке острых углов.
Тема №5. Выполнение кировского кружева по выбранному образцу. Знакомство с
историей развития кировского кружева. Использование кружева в коллекциях
ведущих модельеров. Просмотр журналов мод. Выбор изделия (примерный перечень
изделий: декоративные украшения, воротник, кокетка).
Практическая работа:
Тема №5.1. Подготовка инструментов и материалов к плетению изделия.
- навивка ниток на коклюшки;
- закрепление сколка на валик;
- выполнение заплета изделия.
Тема №5.2. Выполнение растительных мотивов.
- плетение растительных мотивов без искажения рисунка;
- выполнение в растительных мотивах сцепок, закидок с острыми углами;
- выполнение плетешковых заполнений;
- выполнение сцепок, круглых поворотов.
Тема №5.3. Выполнение фоновой решетки.
- плетение в фоновой решётке плетешков, насновок, паучков.
Тема №5.4. Выполнение зашивки.
- подготовка пар коклюшек к зашивке;
- плетение по рисунку;
- выполнение восьмерок, сцепок;
- вытягивание нитей;
- снятие изделия с валика;
- заделка концов нитей.

18

Тема №6. Итоговое занятие. Конкурс «Юные мастерицы» (контроль знаний,
умений, навыков).
Прогнозируемый результат
По окончанию III года обучения дети должны
Знать:
- историю развития елецкого и кировского кружева;
- отличительные особенности орнамента елецкого и кировского кружева;
Уметь:
- владеть технологией плетения елецкого и кировского кружева;
- самостоятельно выполнять фоновые решетки.
Сплести изделия:
- елецкого кружева по выбранному образцу;
- кировского кружева по выбранному образцу.
Программа IV года обучения.
«Творческий поиск».
Цель: - создание условий для самореализации обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с основными закономерностями декоративной композиции;
- обучение основным приемам построения композиции в кружевоплетении;
- ориентация в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды и
ее популяризацией.
Развивающие:
- развитие наблюдательности, воображения;
- развитие графических навыков при составлении сколков;
- развитие способности создания модных моделей с кружевом.
Воспитательные:
- приобщение к традициям коллектива;
- привитие интереса к созданию собственной композиции.
Учебно-тематический план IV года обучения.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6
6.1
6.2
7.

Тема
Вводное занятие.
Основные закономерности построения декоративной
композиции.
Составление композиции салфетки небольшого
размера.
Творческое задание: Составление композиции
кружевного узора из заданных мотивов.
Творческое задание: Внесение изменений в заданную
композиции кружева.
Творческая работа: составление композиции
кружевного изделия.
Разработка эскиза композиции кружевного изделия.
Построение композиции кружевного изделия.
Выполнение кружевного изделия по разработанным
композициям.

Количество часов
Всего
Теорет. Практ.
3
3
3
1
2
6

1

5

3

1

2

3

1

2

18

2

16

6
12

1
1

5
11

82

2

80

7.1
7.2
7.3
7.4
8.
9.

19
Подготовка инструментов и материалов к плетению
кружев.
Выполнение разработанной композиции.
Выполнение фоновой решетки.
Выполнение зашивки.
Зачетная работа: самостоятельное выполнение
кружевного узора
Итоговое занятие.
Итого:

3

-

3

61
15
3
24

2
-

59
15
3
24

2
144

12

2
132

Содержание.
Тема №1. Вводное занятие. Знакомство обучающихся с программой. Демонстрация
изделий выполненных воспитанниками прошлых лет. Знакомство с профессиями
связанными с производством одежды и ее популяризацией (модельер, дизайнер).
Знакомство с профессией кружевницы. Общая характеристика профессии
кружевница. Требования к профессии кружевница.
Тема №2.Основные закономерности построения декоративной композиции.
Основные законы композиции: центр, симметрия, ритм, раппорт.
Практическая работа: выполнение упражнений.
Тема №3. Составление композиции салфетки небольшого размера. Демонстрация
образцов.
Практическая работа: последовательность составления композиции:
- определение размера изделия.
- нанесение дополнительных окружностей
- деление окружности на 12 частей.
- работа над рисунком салфетки (прорисовка лепестков салфетки).
- обозначение точек накола.
- прорисовка ходовой пары.
- прорисовка фона.
- прорисовка оплёта.
Тема №4. Творческое задание: Составление кружевного узора из заданных
мотивов. Демонстрация кружевных изделий.
Практическая работа:
- просмотр кружевных мотивов
- составление эскиза композиции из выбранных мотивов.
- просмотр, обсуждение.
Тема №5. Творческое задание: Внесение изменений в заданную композиции
кружева.
- просмотр кружевных узоров.
- внесение изменений в композицию узора.
- вросмотр готовых композиций, обсуждение.
Тема №6. Творческая работа: составление композиции кружевного изделия.
Тема №6.1. Разработка эскиза кружевного изделия. Мода – лаборатория мастеров
дизайна одежды и интерьера. Просмотр иллюстраций кружевных узоров, журналов
мод, «Лена». Знакомство с результатами конкурса «Перезвон».
Практическая работа:
- составление эскизов на бумаге.
- отбор эскизов, просмотр, обсуждение.
- утверждение эскиза.
Тема № 6.2. Построение композиции кружевного изделия.

20

Практическая работа: последовательность построения композиции:
- определение размера композиции.
- деление окружности на части.
- составление рапорта композиции.
- расположение рапорта вокруг центра композиции.
- обозначение точек накола.
- прорисовка сцепок, плетешковых заполнений.
- прорисовка ходовой пары.
- подбор для композиции фоновой решетки.
- перенос композиции на кальку.
Тема №7. Выполнение кружевного изделия по разработанным композициям.
Практическая работа:
Тема №7.1. Подготовка инструментов и материалов к плетению изделия.
- навивка ниток на коклюшки;
- закрепление сколка на валик;
- выполнение заплета изделия.
Тема №7.2. Выполнение разработанной композиции.
- плетение изделия баз искажения рисунка;
- выполнение плетешковых заполнений;
- выполнение сцепок, закидок.
Тема №7.3. Выполнение фоновой решетки.
- плетение на фоновой решетке плетешков, насновок, паучков.
Тема №7.4. Выполнение зашивки.
- подготовка пар коклюшек к зашивке;
- плетение по рисунку;
- выполнение восьмерок, сцепок;
- вытягивание нитей;
- снятие изделия с валика;
- заделка концов нитей.
Тема №8. Зачетная работа: самостоятельное выполнение кружевного узора.
Тема №8.1. Подготовка инструментов и материалов к плетению изделия.
- навивка ниток на коклюшки;
- закрепление сколка на валик;
- выполнение заплета изделия.
Тема №8.2. Выполнение кружевного узора.
- плетение изделия баз искажения рисунка;
- выполнение плетешковых заполнений;
- выполнение сцепок, закидок;
Тема №7.3. Выполнение фоновой решетки.
- плетение на фоновой решетке плетешков, насновок, паучков.
Тема №7.4. Выполнение зашивки.
- подготовка пар коклюшек к зашивке;
- плетение по рисунку;
- выполнение восьмерок, сцепок;
- вытягивание нитей;
- снятие изделия с валика;
- заделка концов нитей.
Тема №9. Итоговое занятие. Творческий отчёт.

21

Прогнозируемый результат.
По окончанию IV года обучения дети должны:
Знать:
- основные закономерности построения декоративной композиции;
- основные приемы и последовательность построения композиции кружевного узора;
- профессии связанные с производством одежды и ее популяризации.
Уметь:
- разрабатывать композицию кружевного узора;
- использовать в работе различные техники плетения.
Сплести:
- кружевное изделие по разработанным композициям.

Список литературы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013
г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций" (с изменениямии дополнениями);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. №28.
(далее – СанПиН);
6. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,
АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242);
7. Программа Министерства образования РФ по обучению учащихся изготовлению
изделий
народных
художественных
промыслов
5-11
классов,
раздел
Кружевоплетение. М.: Просвещение, 1992;
8. Программа для внешкольных учреждений «Культура быта», кружок
«Кружевоплетение». М.: Просвещение, 1986;
9. Многолетней педагогической практики в детском объединении «Кружевница»
Дома творчества г. Горнозаводска.

22
Приложение 1
I уровень (1год
обучения) «Первые
шаги»
№

Фамилия, имя

Диагностика по программе «Кружевоплетение»
20__ – 20 __ учебный год.
Практические умения
Теоретические знания
Основные
элементы
кружева
1
2

Выполнение
декоративного
панно
1
2

Отличие узора
от орнамента

Основы
цветоведения

1

1

итоговый
балл

%

История развития
кружевоплетения
1

1
2
Диагностика по программе «Кружевоплетение»

№

II уровень
(2 год обучения)
«Путь к мастерству»
Фамилия, имя

20__-_ год обучения
Практические умения
Выполнение вологодского
кружева

1
1
2

2

Теоретические знания
Основные центры
кружевоплетения

1

отличительные
особенности
плетения
сцепного и
многопарного
кружева
1

история развития
вологодского кружева

1

Итоговый %
балл

23
Приложение 2
II уровень (3год обучения)
«Путь к мастерству»
№

Фамилия, имя

Диагностика по программе «Кружевоплетение»
20__ – 20__ учебный год.
Практические умения
Теоретические знания
Выполнение
Выполнение
История
История
Отличительные
елецкого
кировского
развития
развития
особенности
кружева
кружева
елецкого
кировского
елецкого и
кружева
кружева
кировского
кружева
1
2
1
2

Итоговый
балл

%

1
2

Диагностика по программе «Кружевоплетение»
III уровень (4 год обучения)
«Творческий путь»
№

1
2

Фамилия, имя

20__ – 20__ учебный год.
Практические умения
Теоретические знания
Составление
Составление
Выполнение
Основные
Основные приемы
композиции
композиции
кружевного
закономерности
и
салфетки
кружевного
изделия по
построения
последовательнос
небольшого
изделия
разработанной
композиции
ть составления
размера
композиции
композиции
1
2
1
2
1
2

Итоговый
балл

%

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».