Паспорт программы
Название программы:
«Радужный бисер»
Тип программы:
общеразвивающая
По степени авторства:
модифицированная
Образовательная область:
декоративно-прикладное искусство.
Реализуется:
с 2005 года, в новой редакции с 2020 года
Продолжительность освоения: 3 года.
Возрастной диапазон:
7-18 лет
Уровень освоения:
общекультурный, углубленный.
Цель:
содействие раскрытию творческой самореализации личности
посредством работы с бисером, для самооценки, профессионального
самоопределения, развития мелкой моторики, усидчивости и
аккуратности.
Задачи:
- познакомиться с искусством бисероплетения
для
дальнейшего
освоения техники бисероплетения;
- освоить разные техники бисероплетения;
- формирование
мотивации успеха и достижений, творческой
самореализации на основе организации предметно-преобразующей,
художественно-конструкторской деятельности;
- отработать навыки
- ознакомиться с миром профессий (в том числе профессий близких и
родных), их социальным значением, историей возникновения и
развития.
Содержание: плетение, низание, ткачество
Уровень
предполагаемого
конечного
результата:
общекультурный,
углубленный.
Пояснительная записка.
Образовательная программа «Радужный бисер» является программой
культурно-нравственной ориентации и направлена на художественное
воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие
художественно-творческого потенциала личности.
Программа разработана на основе типовых программ с учетом
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, программы
образовательной области «Технология».
Актуальностью программы является развитие духовно-нравственных
качеств личности, уважения к культуре своей страны и других народов, а также
активным включением обучающихся в доступную художественно-прикладную
деятельность, связанную с искусством бисероплетения. Т.к. ребенок склонен к
фантазиям и воображению, это позволяет развивать в детях творческие
возможности, и они могут создавать уникальные работы.
Возможности ребенка по изготовлению тех или иных работ связаны,
прежде всего, с развитием мелкой моторики пальцев рук, поэтому на занятиях
проводятся ряд специальных упражнений, которые помогают развивать
различные комплексы движений рук (гимнастика для пальчиков и др.) Уровень
подготовленности детей, посещающих занятия, различен, и связан, прежде
всего, с домашним воспитанием детей, поэтому наиболее продуктивным
является дифференцированный подход, позволяющий каждому ребенку
добиваться положительного качественного результата.
Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества,
постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы
изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия и идеи. Бисер –
материал древний и вечно юный. Он доносит отголосок бытия наших далеких
предков, их вкусы и художественные пристрастия. Знакомство с общими
чертами народного искусства способствует решению педагогических задач в
области эстетического воспитания. Работа обучающихся в объединении
бисероплетения имеет большое воспитательное значение для развития
художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и
традициям, для профессиональной ориентации.
Целью программы является содействие раскрытию творческой
самореализации личности посредством работы с бисером, для самооценки,
профессионального самоопределения, развития мелкой моторики, усидчивости
и аккуратности.
Задачи:
- познакомиться с искусством бисероплетения
для
дальнейшего
освоения техники бисероплетения;
- освоить разные техники бисероплетения;
- формирование
мотивации успеха и достижений, творческой
самореализации на основе организации предметно-преобразующей,
художественно-конструкторской деятельности;
- отработать навыки
- ознакомиться с миром профессий (в том числе профессий близких и
родных), их социальным значением, историей возникновения и
развития.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от
уже существующих образовательных программ то, что она сформирована на
основе социального запроса детей и взрослых, выбора продукта изготовления,
группы разновозрастные, разнополые.
Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 7-15 лет. Первый и
второй год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, общий
объем 144 часов на каждый год. Третий год обучения – 2 раза в неделю по 3
часа, в год 216 часов.
Начальная ступень (I год обучения) - «Первые шаги».
Дети младшего школьного возраста (7-10 лет), находятся в большой
эмоциональной зависимости от педагога. Учитывая это, программа
предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий.
Яркость, красочность предлагаемых работ вызывает эмоциональный отклик у
детей. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном
возрасте. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и
освоения ребенком окружающего мира, одна из главных психологических
предпосылок развития способности к творчеству, в связи с этим педагог вводит
темы «Мир бабочек», «Морское дно».
Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на
однообразной и малопривлекательной для них деятельности, требующей
умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы
применяются методы переключения внимания, введение в занятия элементов
игры, что предупреждает переутомление. Огромное значение для развития
личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных
взаимоотношений с другими детьми. Развивается чувство ответственности
сопричастность общему делу, поэтому в программе предусмотрены
коллективные творческие дела. На этой ступени обучения осваиваются
основные приемы плетения, низания, ткачества.
Основная ступень (II год обучения) – «Изучение базовых дисциплин».
Возраст обучающихся 11-14 лет. В этот период происходит бурное
психофизическое развитие и перестройка социальной активности детей. Это
пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление
«я».
В объединении занимаются дети, пришедшие по интересу, и успешность
их обучения во многом зависит от мотивации, от того личностного смысла,
который они вкладывают в занятия. Особое значение имеет обсуждение
результатов и действий, позволяющее повышать творческий уровень группы.
На этой ступени обучения усложняются основные приемы плетения, низания,
ткачества, оттачивается мастерство и аккуратность исполнения, усложняются
изделия, вводятся темы по цветоведению, композиции, истории народных
промыслов Пермского края.
Ступень совершенствования (III год обучения) - «Мастерская
совершенствования».
Возраст обучающихся от 14 -18 лет. Содержание этого этапа связано с
развитием
самосознания,
решением
задач
профессионального
самоопределения, самосовершенствования и вступления во взрослую жизнь.
Формируются профессиональные интересы, потребность в труде, способность
строить жизненные планы, утверждается самостоятельность личности. В связи
с этим в программе предусматривается защита проектов.
Содержание программы включает следующие техники бисероплетения и
предполагает обучение на всех ступенях по принципу от простого к сложному:
вышивка гладким бисером прекрасно оттеняет фактуру мягкой матовой
ткани и придает вещам богатый и изысканный вид.
плетения – изделия получаются за счет переплетения между собой низок
бисера на проволочной или нитяной основе. Плетение включает элементы
низания и требует большого количества материала (бисера, бус).
ткачество позволяет получить плотное бисерное полотно без просветов. В
этой технике удобно выполнять миниатюры, изделия с рисунком по
счету.
На занятии широко используются наглядные пособия. Они помогают
увидеть детям все многообразие "бисероплетения", дают простор фантазии,
способствуют точному и прочному усвоению материала. Наглядные пособия
используются педагогом при объяснении задания или в процессе беседы.
Кроме традиционного занятия используются другие формы работы такие
как:
- выставки;
- конкурсы;
- творческие вечера;
- праздники, проводимые в Доме детского творчества.
- выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Данная программа предполагает совместное обучение детей и родителей
искусству бисероплетению, что способствует укреплению семьи, выводит на
новый, более качественный уровень. Ежегодно предполагается организация
выставок совместных работ детей и родителей. Участие в выставках приучает к
более серьезному отношению к себе и к своим родителям. Совместная
подготовка к ним дает возможность почувствовать себя нужным и интересным
для окружающих, формирует уважительное отношение к творческому труду, к
его результатам, а педагогу помогает зафиксировать достижения каждого в
журнале. Результаты обучения отслеживаются через стандартизированное
наблюдение.
Ожидаемый результат.
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и
культуре других народов через декоративно-прикладное искусство;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях;
- трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его
результатам.
Предметные результаты:
- овладение практическими умениями и навыками в декоративно-прикладном
творчестве;
- приобретение первоначальных навыков
совместной продуктивной
деятельности,
сотрудничества,
взаимопомощи,
планирования
и
организации.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать
действия
в
соответствии с поставленной задачей;
- активное использование речевых
средств
информации и
коммуникационных технологий для решения учебных и познавательных
задач;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировано излагать
свою точку зрения.
Формы подведения итогов:
- тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного
уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий
по темам изучаемого курса;
- фронтальная и индивидуальная беседа;
- выполнение дифференцированных практических заданий различных
уровней сложности;
- решение ситуационных задач, направленное на проверку умений
использовать приобретенные знания на практике;
- решение кроссвордов;
- игровые формы контроля;
- промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и
выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Особое значение работа с бисером – как деятельность, имеет для детей с
ограниченными возможностями здоровья, образовательный процесс для них
организуется
с
учетом
особенностей
психофизического
развития
(увеличивается продолжительность срока обучения, снижается сложность
выполняемых изделий). Значительная часть этих детей не посещает
дошкольные и общеобразовательные учреждения, что приводит их к
социальной изоляции. Обучение по программе доступно таким детям и может
стать для них не только полезным увлечением, но и средством развития и
ниточкой связи с социумом.
Педагог оставляет за собой право менять последовательность изучения
тем и вводить новые, в зависимости от желания детей и особенностей работы
(например, внеплановые тематические выставки), что не меняет общую логику
освоения курса.
I ступень (I год обучения)
«Первые шаги»
Значение программы I ступени «Первые шаги» состоит в том, что она
открывает курс занятий по бисероплетению, знакомит обучающихся с
приемами различного плетения, вовлекает в настоящую творческую
деятельность, формирует у детей особое отношение к искусству, они реально
общаются с ним. Возраст детей 7-10 лет, наполняемость – до 12 человек;
количество часов в год 144, в неделю - 4 часа (2 раза по 2 часа).
Задачи:
- введение в курс предмета бисероплетения;
- знакомство с понятием народное искусство;
- обучение навыкам и умению работать с различными материалами и
инструментами, соблюдая правила по технике безопасности;
- обучение основным приемам бисероплетения (плетение, низание,
ткачество);
- обучение умению читать и составлять схемы узоров.
- развитие интереса к бисероплетению;
- привитие интереса к плетению из бисера и к собственному творчеству.
Учебно–тематический план
№
Тема
1 Вводное занятие.
2 Материалы, инструменты и приспособления
для плетения бисером.
3 Плетение простых фенечек, цепочек.
4 Плетение сложных фенечек, цепочек
5 Орнамент в фенечках
6 Объемные изделия и орнамент в них
7 Мир насекомых
8 Цветы на проволоке.
9 Игрушки на проволоке.
10 Сувениры к Новому году
11 Пасхальные яйца (техника плетения сеткой)
12 Брелоки (техника ткачества)
13 Беседы о декоративно-прикладном искусстве
России и Пермского края.
14 Итоговое занятие
Итого:
Количество часов
Всего Теорет. Практ.
1
1
1
1
8
8
8
18
12
18
16
16
22
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
в течение года
2
144
2
14
7
7
7
17
11
16
15
15
21
13
130
Содержание.
Тема №1. Вводное занятие. Знакомство учащихся с программой.
Демонстрация образцов изделий. Беседа - история развития бисероплетения.
Тема №2. Материалы, инструменты и приспособления плетения
бисером. Знакомство с материалами, инструментами и приспособлениями при
плетении бисером. Требования, предъявляемые к ним. Изучение правил
безопасности труда. Организация рабочего места. Изучение схем, условные
обозначения, правила составления и запись рабочих рисунков.
Тема №3. Плетение простых фенечек, цепочек. Демонстрация
образцов. Технология плетения однорядных фенечек и цепочек. Приемы
закрепления лески, нитки.
Практическая работа. Выполнение простых фенечек, цепочек.
Тема №4. Плетение сложных фенечек, цепочек. Демонстрация
образцов. Технология плетения многорядных фенечек, цепочек. Требования к
качеству изделий, способы устранения дефектов.
Практическая работа. Плетение сложных фенечек и цепочек.
Тема №5. Орнамент в фенечках. Виды орнаментов: геометрический и
растительный. Технология плетения узоров орнамента в многорядных
фенечках.
Практическая работа. Подбор орнамента. Изготовление изделия.
Тема №6. Объемные изделия. Два способа выполнения объемного
изделия: плетением и низанием. Знакомство с техникой низания. Техника
плетения орнамента и расположение его в объемных изделиях. Демонстрация
образцов, готовых изделий. Просмотр литературы. Беседа о традиционном
использовании бисера на Руси. Практическая работа. Изготовление изделий.
Выставка в кабинете (по теме объемные изделия).
Тема №7. Мир насекомых. Демонстрация образцов. Технология
плетения на проволоке. Беседа о насекомых - бабочках, стрекозах, жучках.
Практическая работа. Отработка приемов плетения. Оформление насекомых в
настенное панно.
Тема №8. Цветы на проволоке. Демонстрация образцов. Технология
плетения на проволоке. Беседа о многообразии цветов в природе.
Практическая работа. Отработка приемов плетения. Оформление цветов в
букет. Разбор типичных ошибок в готовых изделиях, и способы устранения.
Выставка в кабинете на тему: «Цветы из бисера».
Тема №9. Игрушки, сувениры на проволоке. Демонстрация образцов.
Просмотр схем для выбора изделия, сюжета. Композиционное и цветовое
решение сюжета. Подбор основы.
Практическая работа. Изготовление сувениров на проволоке. Работа над
ошибками. Способы закрепления деталей на основу в соответствии с сюжетом.
Выставка работ в кабинете.
Тема №10. Сувениры к Новому году. Демонстрация образцов. Выбор
сувениров. Беседа о традициях празднования Нового года.
Практическая работа. Плетение изделий, отдельных деталей. Соединение
отдельных деталей. Оформление изделий, сувениров.
Тема №11. Пасхальные яйца (плетение сеткой). Просмотр образцов,
литературы, схем. Беседа о Пасхе, традициях, обрядах.
Практическая работа. Подготовка каркаса для пасхальных яиц. Технология
плетения сетки для пасхальных яиц. Орнаменты для пасхального яйца.
Требования, предъявляемые к выполнению работы. Выставка работ в кабинете
на тему: «Пасхальные яйца».
Тема №12. Брелоки (техника ткачества). Демонстрация образцов.
Выбор схемы. Подбор цветового сочетания.
Практическая работа. Изготовление брелоков. Подготовка к итоговой
выставке.
Тема №13. Беседы о декоративно-прикладном искусстве.
Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности.
Исторические сведения о художественных промыслах России.
Тема №14. Итоговое занятие. Беседа о проделанной работе. Творческая
игра (проверка полученных знаний).
Прогнозируемый результат I ступени
К концу I года обучения дети должны:
Знать:
- основные центры декоративно-прикладного искусства России;
- материалы, приспособления и инструменты для бисероплетения;
- технологию плетения, низания, ткачества;
- правила выполнения схем по бисероплетению;
- правила безопасности труда и организацию рабочего места.
Уметь:
- подбирать бисер, стеклярус в соответствии с толщиной лески, нити и
проволоки;
- выполнять запись схем;
- читать схемы (работать по ним);
- плести, низать изделия на одном и двух концах лески (проволоки), ткать;
- уметь заканчивать готовое изделие;
- соединять нити (леску, проволоку).
II ступень (II год обучения)
«Изучение базисных дисциплин»
Для программы II года обучения характерно изучение истории развития
народных ремесел Пермского края, знакомство с технологией производства
стекла и бисера в Древнем Египте и Сирии, расширение знаний о приемах
выполнения изделия из бисера. Уделяется большее внимание сложности и
качеству изготовленных работ из бисера. Вводятся темы: "Основы
цветоведения" и «Композиция».
Возраст детей 10-12 лет, наполняемость – до 12 человек; количество
часов в год 144, в неделю - 4 часа (2 раза по 2 часа).
Учебные задачи:
- ознакомление с более сложным орнаментом;
- овладение новыми техниками бисероплетения;
- овладение основами цветоведения и композиции.
Учебно – тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Тема
Вводное занятие.
Основы цветоведения
Композиция
Промыслы и ремесла Пермского края
Шнуры и жгуты
Бусы с кисточками, подвесками
Многорядное ожерелье
Цепочки в технике сетчатого, мозаичного
плетения и «колечками»
Вышивка по бисерной сетке
Пояс в технике плетения «сетка»
Чехол для мобильного телефона в технике
плетение «колечками»
Панно «Сказка»
Букет – способ «низание петлями по кругу»
Маленькое деревце
Букет – способ «низание дугами»
Панно в технике «ткачество на станке»
Экскурсии
Оформление выставки
Итоговое занятие
Итого:
Количество часов
Всего теорет.
практ.
2
2
2
1
1
2
1
1
2
2
12
1
11
4
1
3
8
1
7
8
2
6
2
8
10
1
1
2
7
9
10
10
9
20
26
2
4
3
144
1
1
1
1
2
2
4
3
28
9
9
8
19
24
116
Содержание.
Тема №1. Вводное занятие. Знакомство обучающихся с программой.
Демонстрация изделий, выполненных детьми и педагогом. Повторение правил
техники безопасности труда и организация рабочего места. История развития
бисероплетения (Древний Египет и Сирия). Технология изготовления
производства стекла и бисера.
Тема №2. Основы цветоведения. Цветовой круг. Основные и
дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрасты. Цветовое
сочетание, гармония цвета. Практическое занятие: упражнения по
цветоведению.
Тема №3. Композиция. Основы композиции. Сюжет, композиционный
центр, равновесие, ритм, симметрия, асимметрия. Практическое занятие:
упражнения по композиции.
Тема №4. Промыслы и ремесла Пермского края. Исторические
сведения о художественных промыслах и ремеслах Пермского края.
Тема №5. Шнуры и жгуты. Виды шнуров (жгутов), способы их
плетения: «в столбик», «в крестик», «мозаикой» - круглого и квадратного
сечения. Демонстрация образцов. Применение жгутов, шнуров. Практическая
работа: выполнение шнуров (жгутов).
Тема №6. Бусы с кисточками, подвесками. Демонстрация образцов.
Приемы плетения кисточек, подвесок. Требования к качеству изделия, способы
устранения дефектов. Практическая работа. Выполнение бус с кисточками
или подвесками.
Тема №7. Многорядное ожерелье. Демонстрация образцов. Технология
плетения многорядного ожерелья. Требования к качеству изделия.
Практическая работа. Выбор ожерелья по форме и цвету. Выполнение
изделия.
Тема №8. Цепочки в технике сетчатого, мозаичного плетения и
«колечками». Демонстрация образцов. Просмотр литературы. Техника
плетения различными приемами, их применение. Практическая работа:
отработка приемов плетения. Выполнение многорядных цепочек различными
приемами плетения.
Тема №9. Вышивка по бисерной сетке. Знакомство с вышивкой, ее
видами, применением. Демонстрация образцов. Просмотр литературы.
Практическая работа: отработка основного приема вышивки по бисерной
сетке.
Тема №10. Пояс в технике плетения «сетка». Демонстрация образцов.
Просмотр литературы, схем, рисунков. Подбор цветовых сочетаний.
Практическая работа: закрепление техники плетения «сетка» при
изготовлении оригинального пояса из крупных бусин. Оформление пояса
вышивкой по сетке. Присоединение застежки (крепления).
Тема №11. Чехол для мобильного телефона в технике плетение
«колечками». Просмотр литературы, подбор рисунка, расчет размера для
своего телефона. Практическая работа: закрепление техники плетения
«колечками» при выполнении передней и задней части чехла. Вшивание
застежки «молния». Оформление изделия вышивкой.
Тема №12. Панно «Сказка». Беседа: «Сказки в жизни человека». Выбор
сказки. Подбор сюжета, его цветового решения. Практическая работа:
выполнение изделия. Оформление панно. Выставка работ.
Тема №13. Букет – способ «низание петлями по кругу». Демонстрация
образцов. Техника плетения способом «низание петлями по кругу».
Практическая работа: выполнение изделия. Оформление букета.
Тема №14. Маленькое деревце. Демонстрация образцов. Изучение
способа «скрутка» в четыре проволоки. Практическая работа: изготовление
веточек разных размеров. Порядок сборки веточек, формирование кроны,
ствола. Способы закрепления дерева в кашпо.
Тема №15. Букет – способ «низание дугами». Демонстрация образцов.
Изучение способа «низание дугами». Цветовое и композиционное решение
букета. Практическая работа: изготовление цветов и листьев. Порядок сборки
цветов и листьев, формирование букета. Способы оформления букета.
Тема №16. Панно в технике «ткачество на станке». Демонстрация
готовых изделий. Правила подготовки станка к работе. Отличие ткачества
ручного от станочного. Выбор композиции для панно, его цветовое решение.
Практическая работа: выполнение панно. Выставка работ.
Тема №17. Экскурсии. Посещение выставок, музеев. Вхождение в мир
искусства.
Тема №18. Оформление выставки. Просмотр изделий, отбор лучших
работ. Подготовка их к выставке, оформление.
Тема №19. Итоговое занятие. Подведение итогов. Игровая программа.
Прогнозируемый результат II ступени.
К концу II года обучения дети должны:
Знать:
- историю развития бисероплетения;
- основные центры художественных промыслов и ремесел Пермского края;
- основы цветоведения, композиции;
- технологию изготовления изделий в технике ткачество, сетчатого,
мозаичного плетения;
- правила построения схем по бисероплетению.
Уметь:
- составлять схемы изделий, орнаментов;
- подбирать цветовую гамму;
- плести, ткать различные изделия.
III ступень (III год обучения)
«Мастерская совершенствования»
Для программы III года обучения характерно: вышивка по ткани,
углубленное изучение техники ткачества и оплетение предметов, украшение
предметов домашнего быта (салфеток, сосудов).
Возраст детей 11-13 лет, наполняемость – до 9 человек; количество часов
в год 216, в неделю - 6 часов (2 раза по 3 часа).
Учебные задачи:
- ознакомление с приемами вышивки бисером по ткани;
- углубленное изучение техники ткачества;
- овладение новыми техниками бисероплетения.
Учебно – тематический план
№
1
2
3
4
5
Тема
Вводное занятие.
Композиция
Вышитые броши и кулоны
Вышитые косметички (кошельки)
Елочные игрушки и сувениры с элементами
вышивки
6 Салфетка «Фантазия»
7 Оплетение сосуда (вазы)
8 Панно в технике «ткачество»
9 Пасхальные яйца
10 Цветы в технике «кирпичного» плетения
11 Оформление выставки
12 Итоговое занятие
Итого:
Количество часов
Всего теорет. практ.
2
2
2
2
22
2
20
20
2
18
22
2
20
28
30
30
29
24
4
3
216
2
2
2
2
2
4
3
27
26
28
28
27
22
189
Содержание.
Тема №1. Вводное занятие. Знакомство обучающихся с программой.
Демонстрация изделий, просмотр литературы. Вышивка бисером – история
развития, применение.
Тема №2. Композиция. Компоновка, соподчинение деталей. Средства
декоративной выразительности. Особенности восприятия. Типы композиции:
замкнутая, открытая, статичная, динамичная.
Тема №3. Вышитые броши и кулоны. Основные приемы вышивки
бисером: шитье «в прикреп», шов «за иголку», «арочный» шов, «ленивый
стежок». Изучение приемов обтягивания основы тканью, способы закрепления
ткани на изнаночной стороне. Способы нанесение рисунка на изделие.
Практическая работа: вышивка броши, кулона.
Тема №4. Вышитые косметички (кошельки). Демонстрация готовых
изделий. Последовательность изготовления косметички. Подбор рисунка,
композиционное построение, цветовое решение. Нанесение рисунка.
Практическая работа: вышивка бисером по ткани.
Тема №5. Елочные игрушки и сувениры с элементами вышивки.
Демонстрация образцов. Выбор шаблона – елочной игрушки. Способы
обтягивания тканью заготовки. Подбор рисунка и нанесение его на заготовку.
Преимущества использования для вышивки «арочного шва» и «ленивого
стежка».
Практическая работа: выполнение изделия
Тема №6. Салфетка «Фантазия». Салфетка как часть украшения
интерьера дома. Технология выполнения салфетки в технике сетчатого
плетения по горизонтали. Способы оформления края салфетки.
Практическая работа: изготовление салфетки в теплых, холодных или
контрастных цветах.
Тема №7. Оплетение сосуда (вазы). Из истории бисера –
«Использование бисера для декорирования различных сосудов». Различные
способы и приемы оплетения сосудов.
Практическая работа: изготовление подстаканника с использованием
техники сетчатого плетения. Оформление – «вышивка» бисером по бисерной
сетке.
Тема №8. Панно в технике «ткачество». Демонстрация готовых
изделий. Повторение технологии ткачества. Выбор композиции. Практическая
работа: выполнение работы.
Тема №9. Пасхальные яйца. Просмотр схем, рисунков, образцов. Выбор
орнамента, цветовой гаммы. Практическая работа: выполнение изделия.
Тема №10. Цветы в технике «кирпичного» плетения. Просмотр
литературы, схем, образцов. Повторение техники «кирпичного» плетения.
Проверка знаний. Выбор композиции. Практическая работа: выполнение
цветов. Оформление изделия.
Тема №11. Оформление выставки. Просмотр изделий, отбор лучших
работ. Подготовка их к выставке, оформление.
Тема №12. Итоговое занятие. Подведение итогов. Игровая программа.
Прогнозируемый результат III ступени.
К концу III года обучения дети должны:
Знать:
- средства композиции;
- приемы вышивки бисером: шитье в «прикреп», шов «за иголку», арочный
шов, «ленивый стежок»;
- технологию обтягивания основы тканью;
- технологию оплетения;
- технологию изготовления изделий в технике ткачество, сетчатого и
кирпичного плетения и вышивка бисером по бисерной сетке.
Уметь:
- составлять композицию;
- хорошо ориентироваться в цветовой гамме;
- применять различные приемы вышивки бисером;
- плести и оплетать несложные изделия.
Методическое обеспечение программы.
Значительный объем содержания программы «Радужный бисер» способен
обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми.
Переход от одного года обучения к другому осуществляется по принципу
повторения и расширения объема знаний
Образовательный процесс базируется на обучении основным приемам и
технологии изготовления фенечек, браслетов, цветов, деревьев, панно,
сочетающих в себе эстетическое и практическое назначение. Приобретая
теоретические знания и практические навыки работы с бисером, обучающиеся
создают не только полезные, но и красивые изделия. В процессе работы у детей
развивается
чувство
цвета,
ритма,
мелкая
моторика,
глазомер,
наблюдательность, воспитывается усидчивость, культура труда и эстетическое
восприятие мира, формируется понятие о красоте вещей, созданных своими
руками. Творческий подход к работе, привитый в процессе обучения, дети
перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Основная форма обучения – практическая работа, при реализации
программы используются методы обучения:
- словесные: объяснение, беседа, рассказ, чтение;
- практической
работы:
упражнение,
самостоятельная
работа,
практическое задание, зарисовка, составление эскиза, изготовление образцов,
вышивка изделий;
- проблемного обучения: объяснение основных понятий, определений,
терминов; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы
обучающимися;
- проектные: создание творческих работ (салфеток, картинок, панно);
- игры: дидактические, развивающие, познавательные; на развитие
внимания, памяти, воображения;
- наглядные: наглядные материалы, рисунки, плакаты, таблицы, схемы,
чертежи, видеоматериалы;
- активные формы познавательной деятельности, используемые на
занятиях: защита творческих работ, выставка изделий, конкурс, смотр знаний и
умений, экскурсии;
- занятия с использованием средств искусства: - изобразительное
искусство (живопись, рисунок, композиция), знакомство с основами
цветоведения; создание несложных зарисовок, эскизов; изучение основ
композиции; -декоративно-прикладное искусство: знакомство с декоративно-
прикладным искусством, изучение народных промыслов, изготовление
художественных изделий.
- работа с родителями поддерживается в течение всего учебного года в
форме индивидуальных бесед, приглашений их на открытые занятия,
тематические и отчетные выстави, праздники, проводимые как в объединении,
так и в Доме творчества; в работе детского объединения предусматривается
участие родительского актива:
- изучение педагогом контингента детей;
- знакомство родителей с планом работы объединения;
- предоставление возможности родителям присутствовать на занятиях,
обучаться искусству бисероплетения вместе с детьми, принимать участие в
аттестации обучающихся при завершении программы;
- посильная помощь родителей в укреплении материальной базы
объединения;
- консультации для родителей по затруднениям;
- организация совместного досуга детей и родителей (конкурсы,
выставки, дни рождения и др.).
- общественно-полезная деятельность: непременным условием при
обучении является выполнение каждым воспитанником изделий в
методическую копилку объединения и в сувенирный фонд Дома творчества.
Представленная
в
таблицах
«Педагогическая
диагностика»,
«Стандартизированное наблюдение» система контроля образовательных
результатов дает возможность определить уровень освоения каждым
обучающимся программы.
Педагогическая диагностика.
Прогнозируемый результат
Формы отслеживания.
I год обучения
Исторические сведения о
Контрольные задания.
художественных промыслах России.
Анализ работы, стандартизированное
История развития бисероплетения.
наблюдение.
Умение читать схемы.
II год обучения
Исторические сведения о
Контрольные задания.
художественных промыслах и
ремеслах Пермского края.
История развития бисероплетения
Контрольные задания.
древнего Египта, Сирии.
Анализ работы, стандартизированное
Основы цветоведения, композиции.
наблюдение.
Построение схем (умение читать
схему).
III год обучения
Вышивка бисером по ткани.
Техники ткачества и оплетение
предметов.
Украшение
предметов
домашнего быта (салфеток, сосудов).
Контрольные задания.
Анализ работы, стандартизированное
наблюдение.
Учитывая сложность и условия работы в художественном творчестве,
большое значение уделяется формированию личных санитарно-гигиенических
навыков, навыков обеспечения своего здоровья. Сложилась система работы по
здоровьесбережению:
Источники утомляемости
Фактор закрытых
помещений.
Телесная атонии.
Гипокинизм.
Гиподинамия.
Информационнопсихогенные факты.
Абстрактно-сигнальная
информация.
Способы защиты
Зонирование кабинета. Растения. Гимнастика для
глаз через каждые 20 мин.
Через 15-20 мин. детям необходимо менять позы.
Физкульпаузы через 20 мин.
Дни здоровья. Микроотдых.
«Я хочу быть более ЗДОРОВЫМ».
Спокойная музыка.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо:
- кабинет, оборудованный столами и стульями;
- инструменты и материалы, канцелярские товары необходимые для
работы:
* иглы для бисероплетения;
* леска диаметром 0,1 – 0,2 мм, нитки капрон, лавсан;
* проволока диаметром 0,12 – 0,15 мм;
* клей ПВА;
* бумага в клеточку (для схем), карандаши цветные, линейка, резинка;
* рамки – для оформления работ;
* коврики из драпа;
- образцы схем;
- литература по бисероплетению;
- комплект схем и образцов изделий из бисера.
На занятиях используется методический и дидактический материал.
Литература
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от
06.10.2009 №373.
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
От 17.12.2010 г. №1897.
3. Федеральный закон об образовании в РФ №273 от 29.12.2012 г. п. 1, п. 9.
4. Технология. Рабочие программы. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева, - М.:
Просвещение, 2013.
5. Интернет ссылка.
6. Артамонова Е. Украшение и сувениры из бисера. - Издательство Эксмо
Пресс, 1999.
7. Римма Гашицкая. Цветы из пайеток. – М.: «Мартин», 2007.
8. Гудрун и Марайке Грюн. Объемное плетение из бисера. – М.: «АРТ Родник», 2007.
9. Елена Викро. Радужный бисер. – М.: «ЭКСМО», 2006.
10. Иванова В. Фенечки для девочек. - М.: «Премьера», 1999.
11. Котова И.Н., Котов А.С. Школа современного бисероплетения. – С-П.:
ИД «М и М» ТОО «Респекс», 1999.
12. Леви С. Вышивка бисером и блестками. – М.: «Мир книги», 2005.
13. Ляукина М.В. Бисер. М.: "Дрофа-Плюс", 2005.
14. Ляукина М.В. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. – М.: «АСТ - Пресс
книга», 2006.
15. Петрунькина А. Фенечки из бисера. – С-П.: Кристалл, 1998.
16. Сколотнев Е.И. Бисероплетение. – С-П.: «Золотой век» Диамант, 1999.
17. Тимченко Э.А. Энциклопедия бисерного рукоделия. – Смоленск:
«Русич», 2007.
18. Украшения и сувениры из бисера (серия "Домашний очаг") М.: 30А
Издательство Эксмо Пресс 1999.
19. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. – М.: «Мой Мир Гмбх
gко.кг», 2007.
20. Данателла Чиотти. Бисер. Украшение своими руками. – М.: «Мир книги»,
2004.
Приложения к программе.
Приложение №1 Контрольные задания для первого года обучения.
Приложение №2 Итоговые задания для проведения контрольной работы по
бисеропелетению за весь курс обучения.
Приложение №3 Схема плетения браслетов
Приложение №4 Конспекты открытых занятий по программе.
Приложение №. Электронное пособие по теме «Разнотравье».
Приложение №6 Фотографии работ детей.
Приложение №7 Кроссворд на знание основных терминов.
Приложение №8-10 Стандартизированное наблюдение по степеням обучения.
Приложение №11 Требования к уровню подготовки.
Приложение №8
Стандартизированное наблюдение
Начальная ступень (1 год обучения) «Первые шаги»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Фамилия, имя
Основные
элементы
бисероплетения
1
2
Орнамент
начальный
этап
1
2
Параллельный
способ
плетения
1
2
Игольчатый
способ
плетения
1
2
Выполнение
декоративного
панно
1
2
Плетение
сеткой
1
2
Приложение №9
Основная ступень (II год обучения) – «Изучение базовых дисциплин».
№
Фамилия, имя
Основы
цветоведения
Техника ручного
ткачества
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
Техника сетчатого
плетения
1
2
Техника
мозаичного
плетения
1
2
Приложение №10
Ступень совершенствования (III год обучения) - «Мастерская совершенствования».
№
Фамилия, имя
Вышивка бисером
1
2
Технология
оплетения
1
2
Техник ткачество
на станке
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
«5» - задание выполнено правильно и аккуратно с соблюдением технологии изготовления.
«4» - задание выполнено правильно, не очень аккуратно.
«3» - задание выполнено с ошибками, не очень аккуратно.
2
Техника
«кирпичного»
плетения
1
2
Приложение №11
Требования к уровню подготовки
(ожидаемые результаты)
-
-
-
-
Обучающиеся знают:
название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока…);
название и назначение ручные инструментов и приспособлений (иглы,
ножницы);
правила безопасности труда при работе указанными инструментами.
Обучающиеся умеют:
организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и
поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасной работы инструментами;
под
руководством
педагога
проводить
анализ,
планировать
последовательность его изготовления и осуществить контроль результата
практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
подбирать детали для работы.
Воспитательные:
понимание роли и значения традиций в жизни своего народа;
бережное отношение к культурному наследию;
уважительное, толерантное отношение к мнению других людей в процессе в
процессе коллективного взаимодействия.
Образовательные:
получение знаний об истории, традициях, и видах народного
художественного творчества:
овладение различными техниками изготовления изделий декоративноприкладного искусства.
Развивающие:
развитие кругозора обучающихся на основе полученных знаний, интереса к
народному творчеству;
развитие творческих способностей обучающихся через различные виды
деятельности.
Приложение №6
Тест для 1 года обучения.
1. Стеклянные шарики очень маленького размера это…?
- стеклярус;
- бисер;
- бусинка.
2. К началу какого века в России начался настоящий бисерный бум?
- 15;
- 17;
- 19;
- 20.
3. В России наибольшее развитие бисероплетение получило в …?
- 18 веке;
- 13 веке;
- 14 веке;
- 16 веке.
4. Откуда привозили бисер в Россию?
- из Ливии;
- из Египта;
- Венеции и Богемии;
- Англии.
5. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить…?
- Ломоносов;
- Менделеев;
- Толстой;
- Мессинг.
6. В каком году М.В. Ломоносов создал первую фабрику по производству
стекляруса и мозаичного стекла?
- 1700 г.;
- 1674 г.;
- 1854 г.;
- 1754 г.
7. Стеклянные цилиндрики удлиненной формы с продольным отверстием для
нити это…?
- бусины;
- бисер;
- стеклярус;
8. Бисер впервые в современном его виде стали изготавливать в Венеции в
стекольных мастерских на острове Мурано в середине…?
- 15 века;
- 16 века;
- 17 века;
- 18 века.
9. Самый необходимый материал для плетения бисером…?
- игла;
- нить;
- схема;
- бисер.